Наталья Рогожникова
Конспект НОД по развитию речи по теме «Одежда». Чтение рассказа М. Майна «Пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования речевой активности у детей. Задачи:
1. Формировать представления о разнообразных видах одежды, её деталях.
2. Упражнять в умении внимательно слушать произведение, правильно анализировать его содержание, высказывать своё мышление о прочитанном.
3. Чётко отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
4. Развивать связную речь, психические процессы: внимание, память, воображение.
5. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Тип занятия: занятие на закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи по теме „Одежда“, Чтение рассказа М, Майна „Пуговица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Пуговицы, пуговки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма занятия: непосредственная образовательная деятельность.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: дети старшей группы
Оборудование и материалы: изображение первобытного человека; иллюстрации одежды : куртка, штаны, шапка, ботинки и т. д. ; изображение двух одинаковых рубашек по цвету, но одна без пуговиц; портрет писателя М. Майна, рассказ «Пуговица», «чудо-мешочек» с пуговицами разных размеров и цветов, листы бумаги с силуэтом пуговицы.
Предварительная подготовка: беседа на тему одежда, рассматривание тканей из которой шьётся одежда (джинс, синтетик, ситец, мех, драп, рассматривание иллюстраций по теме, разгадывание загадок, заучивание скороговорок по теме «Одежда».
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Дети входят под музыку.
2. Основная часть.
- Ребята, обратите внимание на то, кто изображен? Правильно, это первобытный человек. В далекие времена люди жили в пещерах и одежда была из шкур животных. Со временем одежда стала более современной, такой, какой знаете ее вы.
- Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, чтобы с нами произошло?
Дети. Замерзли.
- Почему мы бы замерзли?
Дети. Потому что на улице сейчас холодно. Наступила зима.
- Правильно, со временем изменились и погодные условия. Сейчас намного холоднее, чем было в древности. Чтобы мы не замерзли, что мы делаем?
Дети. Одеваем теплую зимнюю одежду.
- Какую одежду надо одеть нашему первобытному человеку?
Дети. Штаны, куртку, свитер,. (дети прикрепляют иллюстрации одежды на доску).
- Как можно назвать одним словом?
Дети. Одежда.
- Зачем людям нужна одежда?
Дети. Чтобы защитить себя, от жары, от ветра, от холода)
- Что мы называем одеждой?
Дети. Вещи.
3. Игра на внимание «Найди отличие».
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это? (Рубашки)
- Посмотрите 2 рубашки. Чем отличаются?
Дети. На одной рубашке нет пуговиц.
- Какую роль играет пуговица на одежде, нужна ли она нам? Для чего?
Дети. Чтобы быть красивыми, опрятными, аккуратными.
- Хорошо.
4. Чтение рассказа.
- Мы сейчас прочитаем с вами рассказ, который называется «Пуговица». Написал его писатель Макс Майн, который родился в деревне Нефедкино Медведевского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. Посмотрите на его портрет.
Чтение рассказа.
5. Физминутка «Пуговицы».
Пуговицами мы играли,
И немножечко устали.
Дружно все тихо встали,
Потянулись, повернулись,
Ручками похлопали раз, два, три!
Ножками потопали раз, два, три!
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем,
С пуговицой работать начнем.
6. Беседа по содержанию рассказа.
- Что случилось с одеждой у маленького Вани?
- К кому подошёл Ваня? Что попросил?
- Что ответила ему сестра?
- Что стал делать Ваня? К кому пошёл Ваня с просьбой?
- Что ответила ему мама?
- Дождался ли Ваня маминой помощи?
- К кому ещё с просьбой обратился в третий раз?
- А что же ему ответила бабушка?
- Почему Ване стало скучно?
- Что стал делать Ваня?
- Что сделал Ваня, когда закончил работу?
- Ребята, как вы думаете, почему Аня, мама и бабушка улыбнулись, когда услышали радостного Ваню?
- А как вы оцениваете Ванин поступок?
- Правильно ли он решил, что надо попробовать самому? А почему?
- Да! Правильно, ребята, никогда не будет скучно, если сам будешь занят делом.
- Не надо никого отвлекать от работы, надо учиться быть самостоятельным.
- Ребята, а можно сказать, что Ваня ухаживает за своей одеждой, если он сам пришил пуговицу?
- А как ещё можно ухаживать за одеждой?
а) Если она испачкалась, то её (стирают)
б) Если измялась ….(гладят)
в) Порвалась…. (зашивают, штопают)
г) Если оторвались кнопки или пуговицы ….(их пришивают)
д) А что нужно сделать с одеждой, когда её снимаете? …. (развесить или аккуратно сложить)
е) А если одежда намокла от дождя или снега, что с ней надо сделать?
- Ребята, а вы сами ухаживаете за своей одеждой? Для чего мы это делаем?
Дети. Чтобы быть красивыми и опрятными, чтобы одежда дольше сохранила свой красивый внешний вид).
7. Сюрпризный момент.
- Ребята, посмотрите наш первобытный человек пока мы с вами беседовали принес волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? Да, это пуговицы. Посмотрите, какие они все разные, разной формы и разных цветов.
Я вам предлагаю стать модельерами и создать свои пуговицы. На столах контуры пуговиц и цветные карандаши. Возьмите их, и сделайте свои пуговицы красивыми, цветными, можно с узорами.
8. Рефлексия. Выставка рисунков.
- Посмотрите какие чудесные пуговицы у вас получились.
Одеваться соберешься –
Без меня не обойдешься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я все на свете.
9. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- С каким произведением мы с вами познакомились?
- О чем в нем рассказывается?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Вам понравилось сегодня?
- Молодцы, ребята, вы порадовали меня.
- Какие вы самостоятельные!
- Спасибо за работу.
Литература:
1. В. Г. Сахипова, А. Ш. Асадулин «Читаем детям».
2. О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».
3. Т. Б. Филичева «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста в детском саду».
4. В. П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».