Елена Дорофеева
Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
детей старшей группы с ОНР
Тема: «Овощи»
Учитель-логопед МБДОУ
детский сад № 91
Дорофеева Е. В.
Цель: Активизировать в речи детей словарь по теме «Огород. Овощи».
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять у детей представления об овощах, месте их произрастания.
Публикация «Конспект открытой НОД по развитию речи на тему „Огород, Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
2. Закреплять у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу, как заготавливать их на зиму.
3. Учить сравнивать овощи по трём признакам (цвет, форма, место произрастания: на земле, в земле, на кустике)
4. Учить пользоваться условно-графической схемой при составлении описательного рассказа об овощах.
5. Дать знания о труде людей осенью.
6. Учить согласовывать движения с речью.
Коррекционно-развивающие :
1. Активизировать предметный словарь по теме, обобщающее слово «овощи» и прилагательные в речи детей (цвет, форма, величина, вкус, ощущение на ощупь).
2. Учить использовать в речи слова противоположного значения (большой – маленький, мягкий – твёрдый, шершавый – гладкий, сладкий – кислый, тяжёлый – лёгкий, чистый – грязный).
3. Упражнять детей с родовой принадлежностью имён существительных (мужской и женский род).
4. Закреплять навык словообразования и словоизменения (единственное и множественное число существительных именительного падежа).
5. Упражнять в понимании и активном употреблении предлогов «в», «на».
6. Учить распространять предложение однородными членами (определениями).
7. Составление предложений с противительным союзом «а» при сравнении овощей.
8. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
9. Развивать общую и мелкую моторику рук.
10. Учить диафрагмальному дыханию.
11. Упражнять в чётком пропевании гласных звуков.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и товарищей, желание придти на помощь.
2. Воспитывать эмоциональную выразительность
3. Воспитывать уважение к труду людей.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Пропедевтическая работа:
1. Занятие по ознакомлению с предлогом «в».
2. Занятие по ознакомлению с предлогом «на».
3. Занятие на дифференциацию предлогов «в» - «на».
4. Уточнение в речи названий основных цветов и их оттенков, формы, величины, вкуса, ощущения на ощупь через дидактические игры на определение вкусовых и тактильных ощущений «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», игры с вкладышами на уточнение формы овощей «Закрой окошко», рамки Монтессори, «Каждому овощу своё место».
5. Уточнение и обогащение словаря детей названиями овощей через дидактическую игру «Посмотри и назови».
6. Ознакомление с обобщающим понятием «овощи» через упражнения «Назови одним словом», «Четвёртый лишний».
8. Развитие навыка словообразования и словоизменения через речевые игры лото «Парочки», «Один – много», «Скажи наоборот».
9. Заучивание стихов об овощах.
10. Отгадывание загадок об овощах.
11. Занятия с использованием моделей: № 1, 2, 3, 9, 17, 19, 23, 25.
12. Разучивание упражнения для мелкой моторики «Капуста»
13. Разучивание артикуляционного упражнения «Овощи толстушки и худышки».
14. Драматизация сказки «Репка».
Оборудование и материалы:
1. Картинки овощей.
2. Изображение грядок на ватмане.
3. Две плоскостные картинки.
4. Картинка кастрюльки и мешка.
6. Модели № 1, 2, 3, 9.
7. Условно-графическая схема для описания овощей.
Словарная работа:
Существительные: морковь, огурец, капуста, репа, свёкла, помидор, кабачок, овощ, овощи, морковка, морковки, огурцы, вилок, вилки, репы, свёклы, помидоры, кабачки, грядка, грядки, огород, суп, салат, винегрет, сок, корзина, мешок, урожай, осень.
Прилагательные: красный, оранжевый, бордовый, зелёный, жёлтый, круглый, треугольный, овальный, вытянутый, большой, маленький, мягкий, твёрдый, шершавый, гладкий, сладкий, кислый, чистый, грязный.
Глаголы: собрать, сварить, солить, мариновать, квасить.
Предлоги: в, на.
Условные обозначения для индивидуальной работы с детьми:
- дети с высоким уровнем развития,
- дети со средним уровнем развития,
- дети с низким уровнем развития.
Ход занятия:
Организационный момент:
Беседа о времени года, признаках осени (листопад, деятельности людей осенью.
Звучит музыка. Педагог приглашает детей в сказку:
Мы закроем дружно глазки,
Отправляемся мы в сказку.
Глазки дружно открывай,
Слушай сказку, не скучай!
Жили-были дед да баба…
Основная часть:
Педагог знакомит детей с бабушкой и дедушкой (перчаточные куклы или плоскостные изображения).
- Вышли дед с бабой на огород. Пришла пора урожай собирать (на доске – изображение огорода, сверху – листочки осенние на ниточках). Глядят кругом, а грядок то не видно – утром листопад сильный был. Все грядки листочками укрыло.
- Поможем бабушке с дедушкой найти грядки? (Предлагает подуть на листочки).
Игровая ситуация «Сдуем листочки с грядки» (выполнение упражнения на дыхание).
- Чтобы листочки с грядок слетели, надо спокойно вдохнуть носом, выдохнуть ртом сильно и плавно (напоминание, показ, тактильный контроль - рука на животе).
Грядки открываются. Уточняется, что выросло на огороде, как собирают урожай (срывают, выдёргивают, выкапывают и т. п.).
- Нужно помочь дедушке с бабушкой собрать урожай. Куда можно собирать урожай?
После ответов детей на доске появляются две корзины с моделями местоимений «он» и «она».
- К дедушке в корзинку мы положим предметы, про которые можно сказать одним маленьким словечком «он», а к бабушке в корзинку – про которые можно сказать маленьким словечком «она».
Дети по очереди раскладывают картинки с овощами по корзинкам, говоря, каким местоимением можно заменить название овоща.
Педагог предлагает проверить, правильно ли выполнено задание.
- Что же мы положили в корзинку к дедушке?
Дети рассматривают и называют овощи.
- Что же мы положили в корзинку к бабушке?
Дети рассматривают и называют овощи.
- Что мы помогли собрать дедушке и бабушке? Как можно назвать всё это одним словом?
Дети рассматривают картинки, отвечают, используя обобщающее слово «овощи».
Игровая ситуация «Овощи толстушки и худышки»
- Овощи одинаковые по форме или разные? Какие овощи по форме бывают? Если круглые, то про них можно сказать – толстушки. Если вытянутые, то – худышки. Логопед предлагает показать.
Дети отвечают на вопросы, показывают овощи – толстушки (надувают щёки, худышки (втягивают щёки).
Игровая ситуация на развитие эмоциональной выразительности.
- Какой богатый урожай мы собрали! Как мы удивимся? Как мы будем радоваться урожаю? Как мы будем собой гордиться?
Дети пропевают гласные звуки: у, о, а, выражая свои эмоции.
Педагог закрепляет у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу :
- Что можно приготовить из овощей? Бабушка хотела сварить суп. Нужно помочь ей разобрать овощи : по одному оставить в кастрюльке, а где несколько – сложить в мешок.
Дети отвечают на вопросы. Называют овощи в единственном и множественном числе, раскладывают картинки.
Физкультминутка:
Овощи назвали по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – 1,2,3,
Лёгкие прыжки – 1,2,3.
Мягкая посадка –
Активная зарядка!
Дети маршируют, выходят на коврик, идут на носочках, руки на поясе, прыгают на месте, приседают.
- Что ещё делают из овощей? Как их заготавливают на зиму? ( Дети отвечают: солят, маринуют, квасят и т. д.).
- Чтобы оставить овощи на зиму, нужно выбрать из них самые лучшие. Поможем бабушке разобраться в овощах, давайте их сравним.
Дети сравнивают овощи, пользуясь пользоваться условно-графической схемой для составления описательного рассказа.
Пальчиковая игра «Капуста»
- Поможем бабушке заквасить капусту на зиму:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмём, жмём,
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трём, трём.
Дети выполняют движения руками: поочерёдные махи ребром ладони, сжимание и разжимание кистей рук, движения указательных и средних пальцев (имитация засолки, скользящие упражнения кулачками друг о друга.
Педагог предлагает рассказать о своём любимом овоще.
Дети рассказывают о своём любимом овоще, пользуясь условно-графической схемой.
Заключительная часть:
- Бабушка с дедушкой благодарят вас, ребята за помощь и дарят вам игру, в которую мы с вами поиграем вечером.
А сейчас нам пора возвращаться в группу:
Мы закроем дружно глазки,
Открываем – мы не в сказке!