Кристина Мажаева
Конспект НОД по развитию речи «На лесной опушке» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать разговорную речь у детей младшего дошкольного возраста, расширять знания об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные.
• Дать понятие «мелкий», «сильный», «проливной», «моросящий» дождь;
• Учить строить диалог с собеседником и отвечать на поставленные вопросы;
• Формировать знание о «съедобных» – «несъедобных» грибах;
• Познакомить с понятиями «сильный ветер» и «слабый ветер».
Развивающие.
• Закреплять знание детей о грибах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
• Уточнить и повторить признаки осени: солнце светит, но уже не греет», «часто идет дождь», «листья на деревьях поменяли цвет, стали красные, зеленые, желтые», «на улице стало холодно и дети и взрослые одевают куртки, шапки и теплые штаны»;
• Закрепить знания цветов с помощью дидактической игры «Разложи по цветам» (зеленые листья в зеленую корзину, красные листья в красную корзину, желтые в желтую корзину);
• Закрепить знание понятий «высокий», «низкий» с помощью подвижной игры «Мухомор»;
• Развивать творческое воображение и логическое мышление.
Воспитательные.
• Побуждать помогать взрослым (убираем листочки в корзины во время игры);
• Аккуратно работать с гуашью;
• Воспитывать доброжелательность;
• Вызывать сочувствие у детей и развивать умение сопереживать и приходить на помощь (дорисовываем «пятнышки» мухомору).
Предварительная работа: познакомить детей с временем года - осень, познакомить с признаками осени (стало холоднее, одеваем теплую одежду: шапки, куртки, теплые штаны; часто дует ветер и идет дождь). Беседы с детьми о деревьях осенью, о цвете листьев, о грибах. Чтение художественной литературы об осени «Лес осенью» И. Соколов-Микитов, стихотворений об осени: «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкина, «Падают, падают листья» М. Ивенсен. Лепили грибы, рисовали листопад. Экскурсии по территории детского сада с наблюдением изменений природы (как желтеют и опадают листья, как сильно дует ветер, как часто идет дождь). Разучивание песен, танцев и стихов про осень. Проведение праздника осени.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, чтение художественной литературы, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Материалы и оборудование: ноутбук с колонками, диск со звуком шума ветра, красные, желтые и зеленые листья, красная, желтая и зеленая корзинки, стулья для детей и воспитателя, мольберт, демонстрационные картинки формата А5 с изображением «съедобных» и «несъедобных» грибов (опята, лисички, белый гриб, мухомор и бледная поганка, магниты-крепежи, полифункциональный «гриб», лист ватмана А3 с изображением мухомора, листы А4 с изображением грибов, белая гуашь, вода в «непроливайки», влажные салфетки.
Активизация словаря: «мелкий», «сильный», «проливной», «моросящий» дождь, «съедобные» – «несъедобные» грибы, «сильный ветер» и «слабый ветер».
I. Вводная часть – 2 минуты
1. Прослушивание звуков шума ветра.
2. Закрываем окно и беседуем о признаках осени.
II. Основная часть -10 минут
1. Знакомим с понятием «сильный», «слабый» ветер, а так же с понятиями: «сильный», «проливной» и «моросящий» дождь.
2. Дидактичекская игра «Разложи по цветам».
3. Беседа о грибах, знакомство с «лисичками», «опятами», «белым грибом», а так же с «мухомором» и «бледной поганкой». Формируем знания о «съедобных» - «несъедобных» грибах.
4. Подвижная игра «Мухомор».
III. Заключительная часть-3 минуты
1. Сюрпризный момент «Что за гриб такой?».
2. Совместная деятельность с воспитателем и обобщение.
3. Рефлексия.
Ход непосредственно- образовательной деятельности.
Включается фонограмма «шум ветра» воспитатель идет «закрывать» окно (так как погода за окном прохладная, делаем вид, что окно открылось).
Воспитатель:
- Ой, ребята, какой сильный ветер, даже окно открылось, скорее нужно закрыть окно.
Раскидываю в этот момент желтые, красные и желтые листья из уголка природы и выключаем звуки шума ветра.
Воспитатель:
Ох, какой ветер, конечно, у нас же с вами уже наступила поздняя осень. Ребята, какой ветер сильный подул, смотрите, все наши листочки разбросал. А как у нас с вами дует сильный ветер? (Надуваем сильно щеки, показываем как дует сильный ветер,, дети повторяют) А еще бывает слабый ветерок (проводим артикуляционную гимнастику, показываем как дует слабый ветер, дети повторяют). Молодцы! Ребята, а какие еще признаки осени мы с вами знаем? Часто дует ветер, а еще?
Дети:
-Листики пожелтели и стали опадать, раньше листики были только зеленые, а теперь стали еще желтые и красные, дождик часто льет.
Воспитатель:
-Молодцы, дети, а дождик у нас тоже бывает разный. Бывает «мелкий» (стучим одним пальцем по ладони, бывает «сильный» (делаем пальчиковую гимнастику, стучим 4 пальцами по ладони, а еще дождь бывает «проливной» - это очень сильный дождик, который чаще всего очень долго идет. А так же бывает «моросящий» дождь-это дождь с очень маленькими капельками, которых почти не видно, но вся одежда и асфальт становятся мокрыми.
Воспитатель:
- Ребята, а помогите мне пожалуйста собрать наши листики, которые ветер разбросал? Зеленые вот в эту зеленую корзинку, желтые в желтую, а красные в красную корзинку.
Дети собирают листья, относим в наш уголок природы. Благодарим их и предлагаем сесть на стульчики, чтобы кое-что им показать.
Воспитатель:
-Дети, мы уже с вами знаем как красиво в осеннем лесу, а еще мы с вами знаем, что в лесу растут грибы. И мы с вами сейчас рассмотрим их. Это «белый гриб», ножка у него высокая, нетолстая, а шляпка коричневая (крепим на мольберт). Это съедобный гриб давайте все вместе скажем «белый гриб», Кира, как называется этот гриб?
-Это белый гриб!
-Ариша, повтори, пожалуйста, что это за гриб?
-Белый гриб!
- Хорошо! А это грибы «Опята» у них небольшие шляпки и тоненькие ножки, они растут «кучками». «Опята» - тоже «съедобные» грибы. Итак это-«опята».Все вместе-«Опята».
Послушайте стихотворение.
Бродит солнце в чаще хвойной,
Капельки смолы блестят.
На березе сухостойной
Я нашла семью опят.
Мама, папа, сестры, братцы –
Словно вышли прогуляться
Жители лесной глуши.
Показываем на гриб и задаем вопрос.
Кристина, это какие грибы?
–Опята!
- Умница! Илюша, как называются эти грибы?
- Опята!
-Правильно, молодец! А эти грибы называются «лисички», они такие же «рыжие» и красивые, похожи на лисичку, поэтому и получили такое название. (Проговариваем так же как с опятами и крепим на мольберт)
Послушайте стихотворение
Глаз не оторвать
От лесного дива.
Рыжие лисички,
Как же вы красивы!
Словно самородки
Блещут золотые-
Шапочки в бороздках,
Ножки как литые!
Это «съедобные» грибы, их можно кушать, после того как сварим.
А это вот «бледная поганка», это ядовитый и несъедобный гриб, его кушать нельзя (крепим на мольберт и проговариваем, как с опятами).
Послушайте стихотворение.
Скромный, тоненький и бледный…
Этот гриб, представьте, вредный,
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную поганку!
А это «мухомор» он имеет красивую, красную «шляпку» с белыми «пятнышками» и белую ножку. Этот гриб тоже «несъедобный».
Послушайте стихотворение.
В чаще леса, в полумраке,
Между елей там и тут
Мухоморы, будто маки,
Ярко-красные цветут
Смело и открыто.
Жаль, что ядовиты!
-Милана, как называется этот гриб?
-Мухомор!
Итак давайте с вами повторим наши грибы. (Называем сначала «съедобные», а потом» несъедобные».
Воспитатель:
-Ребята, а у меня есть для вас сюрприз!
Достаем полифункциональный «гриб- мухомор», расстилаем и приглашаем с ним поиграть.
Воспитатель:
-Ребята, смотрите на какой гриб это похоже?
Дети:
-Мухомор!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята правильно! Я вам сейчас расскажу, как можно поиграть с грибом.
Объясняю правила игры и играем.
Встаем вокруг «Гриба- мухомора», держимся за его края. Воспитатель говорит:
«Гриб – высокий, дети поднимают руки с грибом вверх, говорит, низкий- дети садятся, дует слабый ветер - дети немного раскачивают гриб, сильный дует- дети сильно машут грибом. Затем говорит, что начался проливной дождь – дети прячутся под гриб. Потом складываем гриб и находим на мольберте прикрепленный рисунок «мухомора», без белых крапинок.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, что я нашла такое?
Дети:
-Это гриб!
-Да, кажется это «мухомор», только вот у него чего-то не хватает, как вы думаете?
-Да, «пятнышек» на красной шляпке!
-Конечно.
-Ребята, смотрите, кажется «мухомору» очень грустно без своих «пятнышек», поможем ему и дорисуем их?
-Да, давайте!
-Тогда я предлагаю вам сесть, чтобы мы не мешали друг другу и вспомним, как мы с вами рисуем пальчиками. Итак, складываем руку в кулак, оставляем «указательный палец», молодцы! Теперь нам понадобится вода, и гуашь! Ребята, а какого цвета нам нужна гуашь?
Дети:
-Белая!
Воспитатель:
-Мы с вами окунаем палец в воду, и набираем белую гуашь на кончик пальца, и наносим примакиванием «пятнышки» нашему грибу.
Показываем, как мы это делаем. Подзываем детей по 2-3 человека и дорисовываем гриб, при этом проговариваем, полученные сегодня знания, вытираем пальчики влажной салфеткой, на всякий случай готовим грибы формата А4, если вдруг дети хотят еще порисова
ь.
Воспитатель:
-Спасибо, ребята! О чем мы с вами говорили на нашем занятии?
-О грибах!
- Правильно! Какие мы с вами узнали грибы?
- Опята, белый гриб, мухомор, бледная поганка, лисички!
-Какие вы внимательные! Мы с вами узнали какие разные бывают грибы, и даже помогли нашему «мухомору».Теперь наш гриб стал очень красивым и радостным! Вам нравится?
-Да!
-Ребята, предлагаю нашим грибом украсить раздевалку и показать нашим мамам. Спасибо!
Список литературы.
1. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет /Под ред. Парамоновой Л. А. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2009.-640 с. : ил. ISBN 978-5-373-02422-8
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015.-152 с., перераб и доп.
3. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа /авт. -сост. О. М. Подгорных. -Волгоград : Учитель, 2015.- 123 с.
4. Комплект тематических наглядных материалов. Грибы съедобные и несъедобные. Автор составитель: Т. В. Цветкова. Текст: Т. А. Шорыгина. Художник: Р. Исматуллаев. Дизайнер: Е. Сазонова. ООО «ТЦ Сфера»