Надежда Дерышева
Конспект НОД по развитию речи «Будем вежливыми» по сюжету русской народной сказки «Три медведя» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков культуры поведения и общения.
Задачи:
учить правильно использовать слова благодарности в процессе общения;
приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе;
учить быть сдержанными и доброжелательными;
закреплять умение детей использовать в речи вежливые слова;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Будем вежливыми“ по сюжету русской народной сказки „Три медведя“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Три медведя», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
закреплять умение правильно употреблять предлоги с существительными;
активизировать прилагательные и глаголы в речи;
развивать диалогическую, связную речь, мышление;
воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости.
Коррекционная задача: обогащение словаря и воспитание чёткого произношения.
Словарная работа: обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов): «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «доброе утро», «спокойной ночи» и др.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседы о культуре поведении. Чтение книг: русская народная сказка «Три медведя»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); С. Михалков «Ежели вы вежливы»; Осеева «Волшебное слово». Рассматривание иллюстраций на тему «Уроки вежливости».
Ход занятия.
1.Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку.
Воспитатель в группе знакомит детей с Воронёнком из сказки «Трое из Простоквашино».
Стук в дверь. Звучит аудиозапись-голос Воронёнка «Кто там?». Заходит Почтальон Печкин и приносит детям видеописьмо.
- Это я, Почтальон Печкин. Принёс вам видеописьмо.
- Большое спасибо! Сейчас мы посмотрим, кто же нам прислал это письмо.
(Включаем ноутбук и смотрим видео обращение девочки Маши из сказки «Три медведя». Воронёнок «улетает»)
«Ребята, я Маша из сказки «Три медведя». Мы поссорились с медведями. Я приходила к ним в гости, но они меня прогнали и теперь не хотят со мной дружить. Помогите нам помириться. Объясните, что я сделала не правильно? Почему они обиделись на меня?»
- Ребята, мы сможем помочь Маше?
- Тогда нам нужно отправляться в путешествие в лес, где живут три медведя. Но прежде, ребята, вспомним, что отправляться в путешествие нужно с хорошим настроением, во время поездки нужно быть дружной командой, совершать только добрые поступки и произносить вежливые слова.
- Итак, на чем бы вы хотели отправиться? (Ответы детей.)
- Посмотрите, как много видов транспорта, на чем мы можем отправиться в путешествие.
- Из всего транспорта, который вы назвали, быстрее всего нас домчит до лесной опушки поезд. Я буду паровозиком, а вы будете вагончиками.
- Все вагончики прицепились? Тогда отправляемся в путешествие.
Логоритмика.
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!
Чих-пых, чих-пых!
Ту-ту-у-у!
Чих-пых, чих-пых!
Паровозик я веду.
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Чих-пых, чих-пых!
Ту-ту-у-у!
- Наш поезд подъезжает к лесу и гудит: «У-у-у».
- Вот мы и приехали в сказочный лес.
- Ребята, кто это нас встречает? (Воронёнок)
- А где он сидит? (На дереве, на ёлке.)
Воспитатель берёт в руки игрушку и спрашивает:
- Ребята, а вы умеете ласково называть друг друга?
- Воронёнок сейчас мне сказал, что он очень хочет, чтобы вы назвали друг друга ласково по имени. Все слова будем собирать в этот волшебный мешочек. Игра "Назови ласково" (Дети подбирают слова.)
- Ребята, а давайте мы оставим все эти слова в лесу, чтобы все его жители всегда были вежливыми? («Подкинуть слова» вверх под звуки металлофона.) Наши слова полетели.
- А вы хотите поиграть с Воронёнком?
- Воронёнок будет прятаться, а вы будете наблюдать за ним глазками, и говорить, где он. Где сейчас Воронёнок? (На ёлке, под ёлкой, за ёлкой, перед ёлкой.)Упражнение для глаз.
- Воронёнок, нам очень понравилось с тобой играть, но нам нужно идти дальше, искать домик трёх медведей. Маше понадобилась наша помощь, и мы с ребятами идём ей помогать.
Зашагали ножки – топ, топ, топ,
По большой дорожке - топ, топ, топ.
Ну-ка веселее - топ, топ, топ,
Вот как мы умеем - топ, топ, топ.
2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи. Выполнение заданий к сказке «Три медведя». Словарь «вежливых слов».
(Воспитатель с детьми встречают Машу. На экране изображение сказочного домика.)
-Ребята, кто эта девочка? Из какой она сказки?
-Давайте поздороваемся с Машей.
- Маша, мы получили твоё письмо, и сразу пришли к тебе на помощь.
- Ты готова снова оказаться в доме трёх медведей и понять свои ошибки?
- А вот и он, домик трёх медведей.
- Ребята, а вы хотите побывать в этом домике?
- Хорошо, но сначала, я скажу волшебные слова:
Ребятишки – не пугайтесь, со мной в домик отправляйтесь.
Раз, два, повернись, сразу в доме окажись.
- Вот мы оказались в столовой. Что медведи делают в столовой? (Завтракают, обедают, ужинают; едят)
(На экране картинка с изображением горницы трёх медведей. Рядом стоит стол и три стула разной величины, первоначально накрытые платком.)
(Во время беседы используется лазерная указка)
- Какая мебель стоит в столовой? (Стол и стулья.)
- Чей самый большой стул? (Папы медведя.)
- Чей средний стул? (Мамы медведицы.)
- Чей самый маленький стул? (Медвежонка.)
- Рассадим медведей на свои стулья?
- Скажите, что находится на столе? (Миски и ложки.)
- Как назвать одним словом предметы на столе? (Посуда)
- Сколько мисок стоит на столе? (Три)
- Давайте вместе посчитаем. Маша помогай нам.
- Какая миска у папы медведя? (Большая)
- Какая миска у медвежонка? (Маленькая)
- А чья эта средняя миска? (Мамы медведицы)
(Параллельно расставляем миски на столе.)
- Сколько ложек лежит на столе? (Три.)
- Давайте вместе посчитаем.
- Разложим ложки медведям? (Дети раскладывают самостоятельно)
- Почему вы разложили именно так?
- Ребята, давайте вспомним, как вела себя Маша в столовой у медведей? (Съела Мишуткину кашу, сломала стул, устроила беспорядок.)
- Правильно Маша сделала?
Мимическая гимнастика лица и артикуляционная гимнастика.
- Покажем, как медвежонок удивился, что его каша исчезла? (Удивленный Мишутка — вытянуть губы вперед трубочкой, глаза округлить.)
- Покажем, как папа медведь рассердился? (Надуть щеки, нахмурить брови)
- Все расстроились, только ты одна, Маша, была довольная. Покажи, как ты облизывала кашу с губ? (Облизываем язычком губы.)
- Давайте научим Машу, как нужно вести себя за столом во время приема пищи? (Кушать аккуратно, не разговаривать за столом, кушать столовыми приборами, пользоваться салфеткой.)
- Какое «волшебное» слово нужно говорить после того, как наешься? («Спасибо»)
- Маша, ты запомнила эти правила?
- Давайте вспомним, куда отправилась Маша после столовой? (Маша отправилась в спальню, где стоят кроватки.)
- Хотите побывать в спальне трех медведей?
- Тогда мы сейчас в нее зайдём.
Физминутка.
Три медведя шли домой.
(Переступание с ноги на ногу, раскачивание корпусом, руки слегка округлены и опущены вдоль туловища.)
Папа мишка был большой,
(Встать на носочки, поднять руки вверх.)
Мама чуть поменьше ростом,
(Слегка подогнуть колени, руки опустить и слегка развести в стороны.)
А сынок малютка просто.
(Присесть на корточки.)
Самый маленький он был
С погремушками ходил.
Дзинь - ля-ля, дзинь — ля-ля.
(Поднять руки на уровень груди и потрясывать кистями обеих рук.)
(На экране картинка с изображением спальни медведей. Рядом стоят три кроватки разной величины, первоначально накрытые платком)
- Сколько кроватей в спальне? (Три.)
- Давайте посчитаем.
- Почему кроватей три?
- Как Маша вела себя в спальне? (Полежала на всех кроватях, устроила беспорядок.)
- Давайте научим Машу, как нужно вести себя в спальне? (В спальне должно быть тихо, лежать только на своей кровати, не бегать, не прыгать, не мешать другим спать.)
- Что нужно говорить перед тем как лечь спать? («Спокойной ночи»)
- Что нужно говорить после того, как проснешься? («Доброе утро»)
- Ребята, какие вы молодцы, что знаете все эти правила.
- А ты, Маша, запомнила как надо себя вести? Повтори, а ребята проверят, правильно ли ты всё запомнила.
- Мы надеемся, Маша, что теперь ты никогда не забудешь вежливые слова и правила поведения и всегда будешь ими пользоваться.
3. Игровой момент.
Дидактическое упражнение «Накорми медвежонка»
- Ребята, а вы хотите исправить Машины ошибки.
- Маша, ты нам поможешь?
- Медведи остались голодными. Хотите их накормить? Возьмите ложки и накормите медвежат кашей.
(Дети самостоятельно выбирают, кого из медведей хотят накормить и с помощью ложек насыпают крупу (по выбору) в рот-отверстие бутылочки в виде медведей.)
Дидактическая игра «Уложи трех медведей в кровати»
- Медведи наелись и теперь им пора спать. Давайте уложим их в свои кровати?
- Как распределим кровати между медведями? (Самого большого медведя-папу — в самую большую кровать, медведицу-маму — в кровать поменьше, а малыша Мишутку — в самую маленькую кровать.)
(Дети раскладывают в кровати медведей соответственно размеру.)
4. Заключительная часть.
- Вам понравилось совершать добрые дела?
- Как мы помогли Маше?
- Каким вежливым словам и поступкам мы её научили?
- Маша, а ты запомнила эти правила?
(Ответы детей.)
- Вы, ребята, молодцы! А сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад. Мы прощаемся с тобой, Маша. До свиданья. Ребята, становитесь паровозиком. Мы отправляемся. (Возвращаются под песню «По дороге с облаками»)