Тимофеева Январина
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Пересказ якутской народной сказки «Бабушка Таал-Таал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с якутской народной сказкой «Бабушка Таал-Таал».
Задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.
2. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Развивать память, внимание, мыслительные операции.
4. Воспитывать умение внимательно слушать других.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Саха. Якутия
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
5. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Воспитатель: - Вы, ребята, проходите.
Друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!
Воспитатель: - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)
Воспитатель: - Правильно, в сказку.
- А собой я принесла сундучок волшебных сказок. Сундучок волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.
- Ребята, а вы сказки любите? (Да)
- Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т. е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
- Кто может быть героем сказки? (Люди, звери).
- Ребята, я буду из сундучка доставать волшебные картинки, а вы мне называть что изображено.
Воспитатель: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.
Отгадайте-ка загадку: У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.
(О бабушке)
Воспитатель: - Правильно, ребята! Это бабушка.
- В каких сказках мы с вами встречали бабушку? Давайте вместе вспомним эти сказки. «Колобок», «Жадная старуха», «Курочка Ряба», «Золотая рыбка», «Репка», «Красная шапочка»
- Посмотрите на экран.
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Физминутка.
Маша шла, шла, шла
(дети шагают на месте,
Маша ягодку нашла (присели).
Опустилась, поднялась (поднялись) :
«Ах, какая ягодка!»
(Дети показывают, любуются ягодкой.)
Поглядела на лужок
(смотрят из-под ладошки,
Там увидела цветок.
Воспитатель: - Да, действительно, в этих сказках мы встречаем бабушку, но наша гостья пришла из Якутской народной сказки «Бабушка Таал-Таал».
2. Основной этап:
Воспитатель: - В волшебном сундучке у нас лежит книга «Якутские народные сказки», где мы познакомимся со сказкой «Бабушка Таал-Таал».
- И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спинка прямая, ручки на коленки и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)
Жила в одном селении бабушка Таал-Таал. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит — прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лёд, льдинки в сторону отвела и целое ведёрко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведёрки у бабушки красивые были — из бересты, с узорами по закраинкам.
Взяла бабушка оба ведёрка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила.
А утро морозное было. Пока бабушка охала да кряхтела, да вставать собиралась — подол-то у неё ко льду и примёрз.
Никак бабушке не подняться. Смотрит — кто бы ей помог? Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает:
— Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня чёрная туча закрыть может. Бабушка — к туче.
— Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, у меня силы много. Да только меня ветер унести может.
Бабушка — к ветру :
— Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, я очень силен. Но мне гора может путь преградить.
Глядит бабушка на каменную гору и спрашивает:
— Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня человек расколоть может.
Бабушка — к прохожему :
— Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете?
— Да, бабушка, я очень силён. Да только я огня боюсь.
Бабушка — к огню :
— Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее?
— Да, бабушка, я очень силён. Да только меня вода залить может.
Бабушка — к воде :
— Вода, вода, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня земля выпить может.
Бабушка — к земле :
— Земля, земля, не ты ли всех на свете сильнее?
— Да, бабушка, уж я-то, наверное, сильнее всех! Рассердилась бабушка :
— Так отпусти ты мою юбку! Чего ты её держишь! Дёрнула она своё платье — а оно уж оттаяло. Встала бабушка Таал-Таал на ноги, вёдра в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла.
Пришла. Внукам чай вскипятила. Чай пить сели. С бубликами. С сахаром.
На свете так много интересного, правда, малыш? И обо всё м нужно немедленно узнать: а почему? а отчего? а зачем?
Воспитатель:
- Назовите героев сказки?
- Как зовут бабушку?
- Кто помог бабушке?
- Кто самый сильный на земле?
Пересказ сказки «Бабушка Таал-Таал» (1-2 ребенка)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: так, в чем же заключается основная мысль сказки? На любого сильного найдется еще более сильный, и в самом конце выясняется, что самый сильный на земле – это человек.
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» - пословицы о дружбе:
«Друзья на дороге … (не валяются)»,
«Друга ищи, а найдёшь - … (береги)»,
«Все за одного и один … (за всех)»,
«Друзья познаются … (в беде)»,
«Старый друг лучше… (новых двух)»,
«Дерево живёт корнями, а человек - … (друзьями)»,
«Дружбу помни, а зло … (забывай)»,
«Любят того, кто не обидит … (никого)».
Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
Итог совместной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.
-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, отвечали на вопросы).
- Как называлась сказка, которую мы читали?
- Вам понравилась сказка?
- Чему нас учит эта сказка?
Воспитатель: - Завершаем наше занятие, мы прощаемся со сказкой и спасибо скажем волшебному сундучку. Молодцы!