ирина ястребова
Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Колыбельная для мышонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное казенное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
для детей среднего дошкольного возраста
Составила Ястребова И. Ф.
воспитатель средней группы № 4
г. Тайшет
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста „Колыбельная для мышонка“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мышь. Все о мышках для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2022 г.
Цель : развитие речи детей посредством инсценировки сказки и использования упражнений, для развития мелкой моторики.
Задачи :
1. Обучающие : Способствовать закреплению знаний детей о произведении
С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
Формировать умение пользоваться предлогами «на», «под», «за», «внизу», «вверху».
Способствовать обогащению активного словаря детей словами – определениями и прилагательными : Добрый, любимый, красивый,пушистый.
Формировать умение произносить слова и звукоподражания с разной интонацией и силой голоса :лошадь ржет громко, утка крякает скучно, свинья хрюкает важно, кошка мурлычет ласково.
2. Развивающие : Закреплять умение лепить, передавая характерные особенности овоща – морковь длинная, похожа на цилиндр, с зауженным кончиком;
Уточнять знания детей об особенностях питания животных : утка питается червями, жаба – комарами, свинья – морковью, лошадь – овсом.
Закрепить знания геометрической формы – цилиндр.
Создавать условия для развития любознательности, интереса и эмоционального отклика на произведение.
Развивать умение выполнять инструкцию воспитателя.
3. Воспитывающие : Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, доводить дело до конца, умение сопереживать и желание помочь.
Предварительная работа:
-Чтение сказки Маршака С. Я. «Сказка о глупом мышонке»
-Оформление в группе выставки книг с произведениями С. Я. Маршака.
-Беседа по безопасному поведению.
- Разучивание пальчиковой игры «Веселая мышка».
-Лепка из пластилина овощей и фруктов.
Методы и приемы:
-Игровой;
-Сюрпризный момент;
-Обсуждение;
-Продуктивная деятельность;
-Инсценировка сказки;
-Музыкальное сопровождение;
- Дидактическая игра;
-Индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: Фонограмма «В гостях у сказки», картонные фигурки настольного театра – мышка,свинка,утка,жаба,лошадь,щука,кошка, плюшевая игрушка мышонок ; 4 изображения спящих мышат; кукольная кроватка с постельными принадлежностями,тканевый мешочек с дырой,овес 0,5 кг, песок,червячки из шнурочков, емкость для песка, емкость для овса,2 ведерка, комарик на длинной веревочке для подвижной игры.
Раздаточный материал: дощечки,пластилин оранжевого цвета,салфетки, тарелочка,звездочки из фольги.
Структура занятия:
1. Вводная часть – 3 минуты
а) сюрпризный момент- встреча мышки;
б) зрительная гимнастика «Найди и назови где»
в) д/и «Назови ласково»
2. Основная часть :- 15 минут
а) инсценировка сказки;
б) артикуляционная гимнастика «Пузырики»
в) игра с песком «Найди червячка»
г) физ. минутка «Поймай комарика»
д) игровое упражнение «Соберем овес»
е) д/и «Скажи какая»
ж) лепка «Морковь»
Заключительная часть: - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя.
Ход НОД :
1. Дети заходят в группу под фонограмму «В гостях у сказки», приветствуют гостей, садятся на стульчики.
Педагог: Слышите, кто-то пищит? (Подходит к столу, где стоит кроватка и стоят фигурки мышки и мышонка.)
-Да это мышка! Она говорит мне,что уложила всех своих мышат спать. Лишь один мышонок не засыпает. (Обращается к мышке)
-Не расстраивайся,мышка. Мы с ребятами тебе поможем, правда,ребята?
Ответы детей : –Да, поможем.
Педагог : Давайте посмотрим вокруг,найдем и назовем,где легли спать остальные мышата. Только говорить надо негромко, чтобы не разбудить малышей.
Дети осматриваются сидя на стульчиках, находят глазами и называют местоположения мышат.
Ответы детей : - на полке, под стульчиком, в коробке, за домиком.
Педагог: Саша, скажи, где ты увидел мышонка? Правильно, молодец!
Вероника,где ты увидела мышонка? Правильно,за домиком.
А мы с вами попробуем уложить спать непослушного мышонка. Давайте я покачаю его,а вы скажите ему ласковые слова. (Дети подходят к столу с кроваткой).
Д / и «Скажи ласково».
Качаю мышонка в кроватке, дети называют ласковые слова по очереди.
Педагог : Ой,ребята, а мышонок все равно не спит (читаю отрывок из сказки)
Побежала мышка –мать
Стала щуку в няньки звать (Ставлю фигурку щуки на стол)
Приходи (Дети по желанию договаривают слова знакомой сказки)
Дети : к нам, тетя Щука, нашу детку покачать.
Педагог: Стала петь мышонку Щука
Не услышал он ни звука.
-Ребята,почему мышонок не услышал песенку щуки?
Ответы детей –У щуки нет голоса, она не поет.
Педагог : Правильно, щука может только пускать пузыри. Давайте покажем как?
Артикуляционная гимнастика «Пузыри»
Педагог : Ребята, мы будем смыкать губы и издавать звук лопающегося пузырика. Вот так (Показываю). Дети повторяют.
Педагог : Молодцы, но наш мышонок все равно не спит.
Побежала мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать.
(Подвожу детей к столу, где стоит фигурка утки и емкость с песком, где закопаны шнурочки)
Приходи (Дети по желанию договаривают конец фразы из сказки)
Дети : Приходи к нам,тетя Утка,нашу детку покачать!
Педагог : Как стала петь утка?
Ответы детей : Кря-кря-кря.
Педагог : Правильно, кря-кря-кря,усни, малютка.
После дождика в саду червяка тебе найду.
Педагог : Как вы думаете, трудно утке искать червячков? А давайте поможем ей?
Ответы детей : Поможем, давайте!
Игра с песком «Найди червяка»
Объясняю: Нужно из песка достать одного червячка и положить утке в тарелочку.
Дети все вместе ищут под слоем песка шнурочки, достают, выкладывают на тарелку.
Педагог : Молодцы, как много червячков мы нашли для уточки. Но наш мышонок не ест червячков и не хочет спать (Читает отрывок из сказки)
Побежала мышка –мать
Стала жабу в няньки звать (Достаю на стол фигурку жабы)
Приходи (Дети по желанию договаривают слова известной сказки)
Дети: Приходи к нам,тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Педагог : Как поет жаба?
Ответы детей : Ква-ква –ква.
Педагог : Правильно,ква –ква- ква,не надо плакать.
Спи,Мышонок,до утра.
Дам тебе я комара.
Ребята,поможем Жабе поймать комариков для мышонка?
Ответы детей : Да.
Физ. минутка «Поймай комарика»
Педагог: Встанем все в круг. Я буду крутить комарика,привязанного к веревочке, а вы его ловить ладошками, хлопком.
Дети встают вокруг воспитателя. Педагог раскручивает комара, дети подпрыгивают,ловят ладошками. (3-4 раза)
Педагог : Молодцы,ребята, высоко подпрыгивали,поймали комарика.
А наш мышонок тоже веселится и никак не хочет спать.
(Читает отрывок из произведения, дети подходят к столу,где стоит фигурка лошади, в емкость насыпан овес и стоят ведерки)
Побежала мышка-мать,
Стала лошадь в няньки звать:
Приходи (Дети по желанию договаривают слова знакомой фразы)
Дети : Приходи к нам,тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.
Педагог: Иго-го -поет лошадка.
Спи, Мышонок, сладко –сладко.
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок.
Педагог : Ребята, а мешок-то у лошади прохудился и весь овес просыпался! Давайте поможем Лошадке собрать его в ведерки?
Ответы детей : Поможем!
(Дети подходят к столу с емкостью, где лежит дырявый мешочек с овсом. Воспитатель поднимает мешочек, овес просыпается в таз. Дети горстями захватывают овес, ссыпают его в ведерки)
Д / и «Скажи какая?»
Ребята, а какую кашу варят из овса? Ответы детей – овсяную.
А из пшена? Ответы детей- пшенную.
А из гречки? ответы детей –гречневую.
А из риса? Ответы детей –рисовую.
А из кукурузы? Ответы детей –кукурузную.
Молодцы, правильно назвали все каши.
Педагог : Вот какие молодцы! Весь овес собрали, помогли лошадке. Но мышонок так и не хочет спать!
(Читаю отрывок из произведения)
Побежала мышка – мать
Стала свинку в гости звать. (Подвожу детей к столу,где лежат дощечки, пластилин, салфетки, стоит фигурка свинки)
Приходи. (Дети по желанию договаривают фразу)
Дети: Приходи к нам,тетя Свинка,
Нашу детку покачать.
Стала Свинка хрипло хрюкать, непослушного баюкать:
Баю-баюшки, хрю-хрю,
Две морковки подарю.
Ребята, поможем нашей свинке сделать морковки в подарок мышонку?
Ответы детей : Поможем!
Педагог : Какого цвета морковь? Какой формы? На какую геометрическую фигуру похожа?
Ответы детей : Оранжевая, похожа на цилиндр.
Педагог :Правильно, чтобы получилась морковка мы хорошо разомнем и разогреем пластилин, а затем скатаем столбик между ладонями (показываю). Но у морковки есть носик. Мы его оттянем пальчиками. Вот так. (показ способа лепки)
Педагог : Сначала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Веселая мышка»
Педагог : Веселая мышка перчатку нашла (Поглаживают руку рукой,изображая перчатку)
Гнездо в ней устроив, мышат позвала (машут пальчиками, подзывая мышат)
Им хлебную корку дала пожевать (прихватывают, «кусают» пальцами одной руки другую)
Погладила всех (Поглаживают ладошку пальцами другой руки)
И отправила спать (Кладут руки «лодочкой» под щеку)
Дети приступают к лепке. Оказываю помощь детям, испытывающим затруднения.
Индивидуальная работа с Володей, Андреем. Напоминаю, что скатывать столбик нужно между ладонями, прямыми движениями.
По окончании работы напоминаю,что нужно вытереть руки салфеткой.
Дети складывают морковки на тарелочку.
Педагог : Какие красивые морковки получились. Все разные, тонкие и толстые,короткие и длинные. Но наш мышонок не хочет есть морковку и ложиться спать. Что же делать?
(Читаю отрывок из произведения)
Побежала мышка- мать,
Стала кошку в няньки звать:
Приходи. (Дети пожеланию договаривают фразу)
Дети : приходи к нам,тетя Кошка,
Нашу детку покачать.
Педагог :Стала петь мышонку кошка : Мяу-мяу,спи, мой крошка,
Мяу-мяу ляжем спать,
Мяу-мяу на кровать.
(Подвожу детей к столу, где стоит кроватка с постельными принадлежностями)
Педагог (шепотом) : Ребята, а наш мышонок –то уснул! Давайте его положим на кроватку, укроем, а сами тихонечко, чтобы его не разбудить пойдем на стульчики. (дети идут и садятся на стульчики)
Рефлексия : Кому мы сегодня помогали? Правильно, мы помогали животным уложить мышонка спать. Молодцы, ребята. Все внимательно слушали и правильно и быстро выполняли задания. Мышка вам всем говорит «спасибо» и дарит вам волшебные звездочки (Показываю звездочки из фольги,которые помогут вам дома быстро и сладко заснуть. Вам понравилось наше занятие?
Ответы детей : да! (дети выходят из комнаты)