Курганкова Анастасия Евгеньевна
НОД по развитию речи «Комнатные растения» в подготовительной группе с использованием ТРИЗ технологии «Системный оператор»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) ПО РАЗВИТИЮ Р]ЕЧИ
Тема: «Комнатные растения»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Публикация «НОД по развитию речи „Комнатные растения“ в подготовительной группе с использованием ТРИЗ технологии „Системный оператор“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие.
Цель: расширение знаний детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними в процессе организации беседы и закрепление знаний по данной теме посредством дидактической игры и игрового приёма ТРИЗ технологии «Волшебный экран».
Задачи:
1. Образовательные:
•Расширять знания детей о комнатных растениях (герань, бегония, бальзамин, алоэ, кактус, папоротник, хлорофитум, традесканция, фиалка);
•Учить детей различать данные растения по внешнему виду;
•Учить детей выделять части цветка, распознавать систему;
2. Развивающие:
•Развивать мелкую мышление в процессе дидактической игры;
•Стимулировать познавательный интерес детей по данной теме, посредством стихотворения, методических приемов;
•Развивать монологическую речь в процессе организации беседы;
3. Воспитательные:
•Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к растениям;
•Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями;
•Воспитывать уважительное отношение к сверстникам в процессе организации беседы;
Предварительная работа: знакомство детей с игровым приёмом ТРИЗ технологии «Волшебный экран».
Планируемые результаты: дети имеют представления и знают о комнатных растениях (герань, бегония, бальзамин, алоэ, кактус, папоротник, хлорофитум, традесканция, фиалка); различают данные растения по внешнему виду; выделяют части цветка, распознают систему; испытывают любовь к природе, бережное отношения к растениям; испытывают желание ухаживать за комнатными растениями; проявляют уважительное отношение к сверстникам в процессе организации беседы;
Материалы и оборудование: комнатные растения, изображения цветов, магнитная доска-мольберт, комнатный цветок – фиалка, «Волшебный экран» и необходимые изображения.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организационно – мотивационный этап
Ребята, нам по почте пришло письмо, а в нем картинки. Посмотрите здесь изображены фиалка, традесканция, хлорофитум, цикламен, бальзамин, герань, сансевьера.
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Посмотрите на картинки повнимательнее и определите, какие из этих комнатных растений есть в нашей группе?
2.2 Этап ознакомления с материалом
Умницы, ребята. Как вы думаете почему эти растения называются комнатными? Откуда они появились?
Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.
Для чего они нужны? Какую пользую они для нас приносят? Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.
А у кого-нибудь из вас есть дома комнатные растения? Какие? Что вы знаете о них? А какие еще комнатные растения вы знаете?
Воспитатель рассказывает о комнатных растениях и беседует о каждом с детьми: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции.
2.3 Этап практического решения проблемы
Ребята, мы поговорили о многих комнатных растениях, которые есть в нашей группе. Но об одном цветке забыли. (Воспитатель выносит фиалку)
Послушайте стихотворение.
На солнечной опушке фиалка расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперед.
Но всякий ей поклонится и бережно возьмет. (Е. Серова)
Что же это за цветок? Верно, это наша королева – фиалка.
А чтобы полностью её рассмотреть и все о ней узнать, я хочу предложить вам поиграть с вами в «Волшебный экран». Согласны? Но для этого вспомним стихотворение!
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО…
(функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то…
(прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
(Применение ТРИЗ технологии «Системный оператор» для рассмотрения объекта –фиалки, и организации беседы).
Этапы работы с «Волшебным экраном»
1. Система в настоящем (Кто? Что) – Фиалка.
2. Подсистема в настоящем (Какой? Из чего состоит) - корни, стебель, листья, цветы.
3. Надсистема в настоящем (Среда обитания) - растения, канатные растения.
4. Система в прошлом (Чем/кем был) – саженец.
5. Подсистема в прошлом (Части) – стебель.
6. Система в прошлом (Среда обитания) – семечко, семена.
7. Система в будущем (Чем/кем будет) – большим красивым цветком
8. Подсистема в будущем (Части) – растениями, цветами.
9. Надсистема в будущем (Среда обитания) – оранжерея, зимний сад.
Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Вам нужно найти из нескольких предметов те, которые связаны с комнатными растениями и уходом за ними. (Детям предлагаются изображения разных предметов, из которых они выбирают нужные)
Отлично, пришло время отдохнуть и подвигаться.
Физминутка «Наши красные цветки»
Наши красные цветки
Распускают лепестки
(плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(качание руками влево - вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(присели, спрятались)
Головой качают,
(движение головой влево – вправо)
Тихо засыпают.
3. Заключительный этап
Вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие трудности у вас возникали? Что мы узнали о фиалке через «Волшебный экран»? Что бы вы еще хотели рассмотреть при его помощи?
Ну а на этом все ребята, наше занятие подходит к концу.