Анна Степанова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Встреча весны с зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматического строя речи
с использованием пальчиковых игр
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
«Встреча весны с зимой».
Цель:
Способствовать формированию представлений о смене времен года;
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять и активизировать словарь по темам «Зима», «Весна»;
Согласовывать словосочетания с числительными
Согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи „Встреча весны с зимой“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие координации речи с движением,
Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображения.
Словарная работа:
Активизация:
• Предметный словарь: оттепель, капель, проталины
• Глагольный словарь:, подтаивать, злится, сопротивляется, ворчит, гонит весну, хлопочет, шумит, колдует, резвятся, шалят, заискрилась.
• Словарь признаков: морозный, легкий, мягкий, прозрачный, хрупкий, глубокий, крепкий, пушистый, яркое, теплое, ласковое, красное, светлое, лучистое, ясное, золотое.
Оборудование:
Пальчиковые куклы с комплектами зимней и весенней одежды, снеговик из фетра, заготовки для конструирования солнышек (по числу детей, аудиозапись для музыкального сопровождения занятия, ковролинограф, пальчиковые дорожки, следы, разложенные на полу.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети приветствуют друг друга «зимними» словами. (Активизация словаря прилагательных, их согласование с существительными).
2. Создание проблемной ситуации.
Появление фигурки снеговика, определение причины его плохого настроения.
Активизация словаря антонимов:
Снеговик: Здравствуйте, грустные дети.
Дети: Мы не грустные, мы веселые.
Снеговик: Здравствуйте, трусливые… ленивые… рассеянные…
Как вы думаете, почему тает снег? Какой месяц зиму завершает?
Наступило сретенье, в народе говорят – это время, когда зима с весной встречается.
В обычае этого дня было закликать солнышко. Давайте сегодня поищем приметы наступающей весны и будем солнышко в гости к нам звать.
3. Пальчиковая игра «Выйди, выйди, солнышко».
4. Упражнение в конструировании игрушки – солнца, активизация словаря прилагательных.
Логопед: В далеком прошлом русские люди, желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небу. И сейчас часто солнце изображают с чертами лица человека. Я предлагаю вам сейчас подумать, каким будет ваше солнышко, какое у него будет настроение. Какого цвета будет ваше солнышко?
Логопед: Какими могут быть лучики вашего солнышка?
Дети: Длинными, короткими.
Логопед: Сейчас мы будет пристегивать лучики и говорить, какое у нас получилось солнышко.
5. Упражнение с прищепками. Координация речи и движения.
Идет матушка весна.
Отворяйте ворота.
Первым – март придет.
Рыхлый снег сойдет.
А за ним – и апрель
Отворит окно и дверь.
А уж как придет май –
Солнце в терем приглашай.
Каждый ребенок проговаривает текст, поочередно зажимая фаланги пальцев.
6. Моделирование изменений в природе, происходящих с наступлением весны на ковролинографе. Зима отступает не сразу. Ночью Зима сильно остудила Землю, сделала ее мрачной. Днем Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, появляются проталины. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов.
7. Физминутка
Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)
8. Активизация глагольного словаря по теме. Координация речи и движения.
Логопед: Нас ждут солнечные человечки. К ним ведут следы. Наступая на каждый след, нам нужно назвать приметы наступающей весны. Я буду называть слово-предмет, а вы подбирать к нему слова-действия, шагая по следам.
9. Игра с пальчиковыми куклами. Согласование словосочетаний с числительным.
Дети, играя с пальчиковыми куклами, замечают, что люди меняют теплые пуховики на куртки. «Шагают» по пальчиковым дорожкам, согласуя предложенные словосочетания: звонкий ручей, блестящая сосулька, птичье гнездо с числительными 1-5.
10. Итог занятия. Рефлексия.