Горшкова Ирина
Конспект НОД по профилактике физического насилия с детьми 4–5 лет «Сказки учат многому»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по профилактике физического насилия с детьми
4-5 лет «Сказки учат многому»
Цель: формирование навыков поведения у детей 4-5 лет при общении со взрослыми.
Задачи:
-рассмотреть физическое насилие на примере русской народной сказки;
Публикация «Конспект НОД по профилактике физического насилия с детьми 4–5 лет „Сказки учат многому“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- обобщить знания правил безопасного поведения детей при общении со взрослыми
- воспитывать культуру общения детей и взрослых;
- создавать позитивную эмоциональную атмосферу, развивать сообразительность, находчивость, смекалку;
- развивать диалогическую речь;
- учить оценивать поступки героев.
ХОД.
Стук в дверь, входит почтальон и вручает педагогу бандероль (педагог обращает внимание ребят).
-Ребята, давайте посмотрим, что же там внутри (открывает). Посмотрите, нам прислали книжку «Коза Дереза» (показывает детям).
-Друзья, кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? (Нет)
-А хотите я вас с ней познакомлю? (Да)
Идет чтение произведения. По ходу сюжета прикрепляются иллюстрации.
-Итак, ребята, давайте вспомним, с какими героями мы встретились в сказке? (ответы детей)
-Какие действия происходили в сказке? (ответы детей)
-Как вы считаете, кто является главными героями сказки? (коза и дед)
-Какими словами можно описать козу? (неблагодарная – ее кормили хозяева, а она совершенно этого не ценила; обманщица- обманывала деда)
-Как поступил дед, когда он узнал про ее обман? («Схватил ремень, давай ее по бокам лупить»).
-Как думаете, что чувствовала коза, когда дед ее лупил? (боль, обиду, она плакала и т. д.)
-А бывали ли такие ситуации у вас? (ответы детей)
-Что произошло с козой дальше? (она убежала в лес и продолжила вредничать).
- Ребята, а как вы считаете, можно ли было избежать наказания Деда? ( ответы ребят: если б не обманывала, ценила б то, что имела)
- А давайте подумаем, правильно ли поступил дед? (ответы детей). Задача педагога: подвести детей к тому, что поступок деда является отрицательным. Вместе с детьми попытаться найти пути решения проблемы мирным способом: продумаем, как можно было поступить деду, чтобы не причинить козе боль (рассуждения детей).
Физминутка:
Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кашку покушать, сказочку послушать.
Кашку поели и запили чаем,
А теперь немножко вместе поиграем!
Ребята, тема нашего занятия «Сказки учат многому…» Еще в народе говорят: «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок». Действительно ли так! (ответы детей)
-Давайте, вместе обсудим содержание прочитанных ранее нами сказок.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Красная Шапочка» и предлагает угадать сказку, к которой она нарисована. Далее следует обсуждение сказки.
Вопросы:
-Куда мама отправила Красную Шапочку? (К бабушке, в другую деревню)
-Зная доверчивость и общительность дочери, какой наказ дала мать дочери? (Идти прямо по тропинке, никуда не сворачивая)
- Последовала ли Красная Шапочка родительскому наставлению? (Девушка им не следует - напротив, она действует согласно советам волка: остановиться, «оглянуться вокруг» и послушать, «как сладко поют птицы».)
- К чему привело непослушание девочки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Кот, Лиса и Петух»; предлагает угадать сказку, к которой она нарисована и обсудить поведение героев сказки.
Вопросы:
- Какой в сказке Петушок? (Непослушный, доверчивый)
- Какая в сказке Лиса? (Обманщица, хитрая, злая)
- Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы? (Ее хитрость, ласковый голос, подманивала угощением - горошком)
Физминутка, интонационное упражнение:
- Давайте мы вспомним слова хитрой Лисы и покажем ее движения.
Петушок, петушок, (хитрая улыбка, наклоны головы, вправо - влево)
Золотой гребешок, (имитация поглаживания гребешка)
Выгляни в окошко – (подняться на носочки, развести руки в стороны)
Дам тебе горошку. (имитация движения)
- Как бы следовало поступить Петушку в ситуации, когда Лиса заговорила с ним? (уверенно говорить «Нет», не реагировать на подкупы Лисы)
- Правильно ли сделал Петушок, что громко кричал и звал на помощь своего друга? (Да)
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Колобок»; предлагает угадать сказку, к которой она нарисована и обсудить поведение героев сказки.
Вопросы:
- Как называется сказка? (Это русская народная сказка "Колобок”.)
- С кем встретился Колобок? (Колобок встретился с зайцем, волком, медведем, с Лисой)
- Они были знакомы Колобку? (Они были не знакомы.)
- Что сделала лиса, когда встретила Колобка? (Она притворилась ласковой, приветливой, глухой. Она обманывала Колобка. Сказала, что любит его, а на самом деле, хотела его съесть.)
- Какую ошибку совершил Колобок с точки зрения личной безопасности? (Ушел один из дома, поверил Лисе, вступил с ней в разговор)
- Какой был Колобок? (Колобок был весёлый, доверчивый, беззаботный, бесхитростный, глупый.)
- Вспомните, еще в каких сказках доверчивые герои попадали в беду и их обманывали хитрые и коварные злодеи. («Волк, коза и семеро козлят», «Буратино»).
- Ребята чему же учат нас эти сказки? Каким же надо быть в общении с незнакомыми людьми? (С незнакомыми надо быть осторожным, внимательным, наблюдательным, находчивым, решительным.)
- Дети, мы живём в огромном мире. Нас окружают разные люди. Одни взрослые добрые, честные; любят и заботятся о детях. Но есть и другие: хитрые, жестокие. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими - пытаясь похитить детей.
Игра «Безопасно — Опасно» (игра с мячом)
- Чтобы вам было легко разбираться в сложившихся жизненных ситуациях, поиграем в игру «Безопасно - Опасно»
Дети становятся в круг воспитатель говорит ситуации кидает мяч, ребенок ловит мяч и отвечает безопасная это ситуация или опасная. Если опасная, то воспитатель у детей вырабатывает умение отвечать отказом на обращения незнакомых людей.
Ответы детей:
«Извините, я вас не знаю и никуда с вами не пойду»
«Мне нельзя уходить со двора»
«Обратитесь, пожалуйста к кому– нибудь из взрослых»
«Нет. Извините, я не могу вам помочь»
Ситуации:
«Кто-то чужой зовет покататься на машине?»
«Дети со двора зовут тебя погулять в парк?»
«Дедушка просит тебя прочесть объявление?»
«Ты играешь во дворе, а какой –то мужчина просит тебя помочь ему проводить его до аптеки?»
«Соседка по этажу просит тебя донести одну из ее сумок с продуктами до этажа?»
«Ты идешь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?»
«Мальчик со двора, просит тебя достать его мячик, который застрял в кустах?»
«Взрослый человек предлагает тебе деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?» и т. п.
-Ребята, как вы думаете, много ли таких взрослых, которые могут чем-либо навредить детям? Кто хочет высказаться? Почему ты так думаешь?
-Чтобы не было беды, давайте сами попробуем сформулировать правила поведения на улице с незнакомцами.
Воспитатель выставляет сюжетные картинки-подсказки и предлагает детям самим сформулировать правила.