Татьяна Петренко
Конспект НОД «Общение без конфликтов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Общение без конфликтов".
Цель: способствовать ознакомлению детей с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представлений о различных вариантах человеческого
общения;
- знакомить с понятиями «конфликт», «компромисс».
- учить управлять своими эмоциями в ситуации конфликта, принимать
правильное решение, находить компромисс.
Развивающие:
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- развитие познавательного интереса;
- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Общение без конфликтов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
- воспитывать социально одобряемые формы поведения.
Оборудование: куклы-перчатки для инсценировки (2 козла); ширма; мяч; лист с заданием о конфликте; голубое покрывало; аудиозапись шторма, бури; солнышки и тучки для рефлексии.
Ход занятия:
Вводная часть
В: Здравствуйте дети! Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слезы ваших близких людей. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.
Сегодня мы поговорим о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях. Как вы думаете:
– Нужны ли правила общения между людьми? Почему?
Все люди в обществе должны соблюдать правила культурного общения.
Игра «Презентация индивидуальности»
А сейчас давайте познакомимся поближе. Вы по очереди называете свои имена и присущие вам личностные качества, название которых начинается с одной из букв вашего имени. Например, Даниил – добрый, дружелюбный, невнимательный, агрессивный, инициативный. Саша – сильный, спокойный, скромный, шаловливый, активный. Оля – общительная, ленивая, ябеда.
Вариант: назвать два качества, одно из которых положительное, а другое отрицательное.
А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Воспитатель. Можно назвать такое общение дружеским? А какое это общение (Ответы детей)
Вот вам небольшое задание (на доске). Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово. Вы видите, что каждой букве соответствует число. (Получилось слово КОНФЛИКТ).
Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?Поднимите руку, кто уже раньше знал это слово.
Д. Конфликт – это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.
В. «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор».
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях и как вам помогут, или помешают ваши личностные качества?
Ситуации:
1. Кто-то из детей нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?
– будешь плакать;
– встанешь и ударишь его;
– сделаешь ему замечание;
– не скажешь ничего;
– пожалуешься воспитателю.
2. Приятель взял со стола без разрешения твой карандаш. Как ты поступишь?
– пожалуешься воспитателю;
– будешь кричать;
– попытаешься отобрать ее;
– начнешь драку.
По каждой ситуации 2-3 человека предлагают свой вариант и объясняют свой выбор.
Воспитатель. Нам нужно сделать вывод, кто из ребят сделал правильный выбор?
А сейчас давайте попытаемся обсудить, что значит “писаные и неписаные законы”.
Вспомните: где, в каких местах, существуют свои правила и порядки?
– сначала разберемся, где существуют правила “писаные”?
(В транспорте, в детском саду, в общественных местах).
– А сейчас подумайте: где существуют правила “неписаные”?
(В семье, в гостях, в компании).
– Зачем людям нужно столько правил, норм и законов?
Воспитатель. Нормы, инструкции, правила и законы нужны людям для обеспечения своей безопасности, удобства, конструктивного общения в коллективе людей.
Запомни: “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой”.
В. Очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.
– приведите примеры наиболее типичных конфликтных ситуаций;
– Почему конфликт возникает? Как общаются между собой участники конфликта?
– Ответьте на вопрос: «Можно ли прожить без конфликтов?» (Ответы детей)
В. Конфликты неизбежны, но всегда есть возможность принятия конструктивного решения.
Игра «Плохое на хорошее».
Дети, вам нужно заменить слова, обозначающие качества участников конфликтной ситуации, на слова, противоположные по смыслу:
– грубость (вежливость); – ненависть (любовь); – обман (доверие); – злость (доброжелательность); – унижение (уважение); – равнодушие (внимательность).
В. Да, такими качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации Ребята, а вы знаете, что такое «компромисс»? (Ответы детей) Компромисс — это совместное принятие решения или другими словами «выход из конфликта».
Запомните:
– в конфликте участвуют только две стороны, остальные-зрители, союзники одной из сторон;
– разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
– конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
Вывод: совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности – гарантия преодоления конфликта.
Заключительная часть
В. Ребята, сегодня мы узнали о том, как можно предотвратить конфликтную ситуацию, найти нужное решение. Попытайтесь проверить эти знания и умения во время игры: “Необитаемый остров”!
В результате кораблекрушения вы попали на необитаемый остров. Помощи ждать неоткуда. Давайте распределим роли: кто и что будет делать?
– как будем делить пищу: поровну или кто, как трудится?
– отдадим ли большую часть сильным ребятам, чтобы они лучше работали, или слабым, чтобы они выжили?
– что будем делать с человеком, который захочет жить сам по себе или вдруг заболеет?
– будем ли отмечать праздники, выходные?
После игры обсуждается ее проведение, удачные способы принятия компромиссных решений, умения учитывать мнения остальных и отвечать за себя, избежать конфликтных ситуаций.
Вот и подошло к концу наше занятие. Если вам понравилось занятие поднимите солнышко, если не понравилось тучку.
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»