Неменущая Анастасия
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.
Виды деятельности:
— познавательно-исследовательская;
— коммуникативная;
— двигательная;
— музыкальная.
Вид НОД: знакомство с окружающим миром.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.
• Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
• Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
• Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
• Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.
• Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия : игрушкам, предметам, фольклору.
Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка,порты, кокошник, картуз.
Структура НОД:
1. Вводная часть (организация детей –2минуты).
2. Основная часть (практическая деятельность – 20минут) :
а) русский национальный костюм (ИКТ).
б) русский быт (практическая деятельность).
в) русские народные сказки (практическая деятельность).
3. Заключительная часть (подведение итогов – 3минуты).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта, беседа о значении леса в жизни человека и изготовление домашней утвари. Разучивание пословиц и поговорок, разучивание народных игр. Чтение русских народных сказок.
Материал к занятию:
Мультимедийное устройство, запись русской народной песни, игры на ложках. Материал для изготовления поделки «Банченного веника» - ленты, фантики.
Целевой ориентир:
Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Ход НОД
Воспитатель одета в русский народный костюм и встречает в нем детей, обращает внимание детей на костюм.
— Ребята, я сегодня одета в необычный костюм. Дети, а вы знаете, что за костюм надет на мне? (Русский народный). А как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? А блузка на Руси называется рубаха. Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.
— А сейчас мы вместе с вами посмотрим, как одевались наши мужчины и дети на Руси.
(Показ слайдов)
Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?
Штаны – назывались порты, на голове – картуз, а на ногах – лапти.
Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.
Раньше русский народ жил на Руси, а сейчас наша страна как называется? Наша страна называется Россия.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину,
Свой рассказ я поведу,
Дети чтобы знать могли
О делах своей родной земли!
«Сядем рядком, да поговорим ладком».
А сейчас мы с вами узнаем, как люди жили?Как выглядели их дома?
Ребята. Послушайте стихотворение: (слайд избы)
- Русь деревянная-края дороже нет,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?
(Давным-давно на Руси люди строили дома из бревен, дерева).
Воспитатель: Правильно! Давным-давно на Руси люди строили себе дома из брёвен. Такие дома называли избами. И всё в избе было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и многое другое. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором. (Показ слайдов с изображением различных русских изб)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему избы делали из брёвен? (Потому что люди жили в окружении лесов, на Руси было много лесов).
Воспитатель: А ещё строили из брёвен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару и зной было прохладно и свежо.
Окна украшали наличниками и ставнями. (Слайд).
Русский народ всегда славился гостеприимством. Угощали гостей пирогами, да блинами. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Дверь была низкая, а порог высокий. Так люди берегли тепло, старались его не выпускать.
Каждый входящий в дом должен наклониться-войти в дом с поклоном и пожелать добра хозяевам:
«Мир дому вашему» - говорил гость.
«С миром принимаем» - отвечали хозяева.
Также в избе была одна комната – она называлась горница.
Сейчас я хочу пригласить вас в миниатюрную горницу.
(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)
— Кто это? (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.
Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.
Физкультминутка. Русская народная игра «Домовой».
Домовой: Ребята, послушайте стихотворение о русской печке :
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Воспитатель: Да, ребята, печь-это сердце дома!Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. Также печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, для этого на печи делалась специальная лежанка. Также на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.
Печка – деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем могла накормить печь своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).
Домовой приглашает детей в горницу, обращает внимание, что здесь много старинных предметов (домашней утвари). Русские люди придумали про них загадки.
Домовой:
— Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!
Воспитатель:
— Нужно отгадать загадку и показать предмет.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)
Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит, Всем чай пить велит. (Самовар)
Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем. (Утюг)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)
Какие сказки про лапти, вы, знаете?
Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька)
Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная). Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)
— Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка, такие куклы называли «тряпичными». Маленьким детям куклы делали взрослые, а с 5 лет дети уже могли сделать куклу самостоятельно.
Каждая кукла имела свое значение. Сейчас мы с вами посмотрим наглядно на них.
1. Это кукла «Крупеничка» (Слайд).
Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли ее зернами, если людям было трудно, ини брали зерно и варили кашу.
2. Кукла «Травница» (Слайд)
У этой куклы узелок с душистыми и лечебными травами. Считалось, что она оберегает людей от болезней.
3. Кукла «Утешница» (Слайд).
Эту куклу прятали от детей и доставали, когда ребенок сильно плакал.
4. Кукла «Колокольчик». (Слайд).
Эта кукла – оберег. Она отгоняла злой дух и болезни.
4. Кукла «Веснянка» (Слайд).
Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно. (Работа в парах)
Это веселая, задорная кукла. Ее делали на приход весны и дарили на Пасху.
Воспитатель: На Руси старинный праздник проводов зимы, как он называется? (Масленица).
На масленицу в первый день взрослые пекли блины и посылали ребят встречать «масленицу» - ребята ездили по огороду верхом на ухвате и кочерге с блином в руке и пели: «Масленица-кривошейка
Встречаем тебя хорошенько.
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом».
Воспитатель: Я расскажу вам еще об одном атрибуте масленицы (Слайд) «Банченный веник» - то есть украшали бантиками, ленточками. Это делали дети.
Набанченный веник надевали на палку и втыкали в сугроб перед домом. И всю неделю нарядные веники, как цветущие деревца, украшали праздничную улицу.
А в воскресенье, когда собирались жечь масленицу, веники забирали с собой и бросали в общий костер, считалось, что сжигалось все плохое.
Рефлексия.
— Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Как назывался дом в древней Руси?
Как называется главная комната в избе?
Какая самая главная вещь в горнице?
Какие предметы быта вы запомнили?
Как назывались куклы, которые шили дети?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.