Ирина Подгорбунских
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Прогулка по летнему лесу».
Программные задачи :
1. Образовательные:
Формировать представление о лесе, как о сообществе растений; о многоярусности леса, о разнообразии видов леса.
2. Развивающие :
Темочки:
Развивать умение сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду, определять их возраст по определённым качествам.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу.
Материал для занятия:
- Слайды с пейзажами леса;
- Аудиозапись звуков леса;
- Корзинка с древесной корой, еловыми и сосновыми шишками; спилами разных пород деревьев;
- указатели «Березняк», «Ельник», «Дубрава», «Сосновый бор», «Смешанный лес».
Ход занятия.
Организационная часть.
Воспитатель (В.) : Ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка, он предлагает нам прогуляться по летнему лесу. Вы согласны?
Дети: Да.
В. Но прежде чем, мы отправимся в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: (Не ломать ветки деревьев, деревья не качать; ни травинки, ни цветка зря не рвать;. не шуметь; не включать музыку).
Основная часть.
В. Вот мы и оказались в лесу (слайды леса). Давайте поздороваемся с лесом!
Что вы почувствовали, когда, услышали, когда вошли в лес?
Дети: Запах хвои и листвы, запахи цветов, пение птиц, жужжание насекомых.
Мы будем вести себя в лесу тихо, правильно, как настоящие друзья.
В. –Как называется такой лес, где растут разные деревья? (Смешанный лес).
Почему он так называется? (В нем растут и берёзы, и сосны, и ели).Какие ещё растения есть в этом лесу? (Кусты, цветы, травы).
Давайте ещё раз прислушаемся к звукам леса. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»).
В. : Ребята, посмотрите, кто-то оставил корзину. Что в ней? Не грибы и не ягоды.
Что же это? (Это кора разных деревьев). Это, наверно, лесник собрал кору с повреждённых деревьев.
В. : Как вы, ребята, думаете, для чего дереву нужна кора?
Д: Она защищает от пересыхания на солнце, от холода зимой.
В. : У каждого дерева своя кора. Посмотрите, от каких деревьев кора в этой корзине. ?
(Береста от берё зы: её легко узнать по белому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень тёмная и твёрдая. У осины кора светло-серая). Чем старше дерево, тем толще кора, а на молодых деревьях кора тоненькая, как кожица.).
В. : - Для чего леснику надо знать возраст дерева?. Лесник старается сберечь каждое дерево. Старые деревья охраняются заповедниками. А вот больные спиливаются.
- Как узнать, дерево больное или нет? (Листья вянут, засыхают, кора трескается, под корой много насекомых).
- Кто может помочь больному дереву? (Птицы, муравьи, Дятел- эту птицу называют санитаром леса. Он уничтожает вредных для дерева насекомых, достает их из-под коры.)
В. :Посмотрите, куда привела нас тропинка? (слайд берёзовой рощи). Стало светло и радостно в лесу. В каком лесу мы сейчас? (Это берёзовая роща, березняк). Кругом бегают солнечные зайчики…. Послушайте, как поют птицы в этом весёлом лесу. (звучит аудиозапись).
- Какие ещё растения растут в березняке? (травы, цветы- назовите их). О берёзах и берёзовых рощах написано много стихотворений, картин. Кто из вас помнит стихотворение или загадку о берёзке? (ответы детей).
В. : Обратите внимание на этот указатель: что он обозначает? Дальше тропинка приведёт нас в лес, где растут только ели. В каком мы лесу? (Это ельник). Почему в нём так темно и сыро? (мало солнечного света проникает через большие еловые ветки)
- Ребята, какие растения мы найдём в таком лесу? (Мох, папоротник, грибы).
Ребята на поляне находят шишки.
В. : Что это? Кто же эти шишки сложил под деревом? (Белочка. Она очень любит еловые семена- это для неё лакомство. Наверно, мы спугнули белочку, она не успела собрать все шишки. Ребята, давайте, поможем белочке собрать шишки. Здесь две корзины, в них нужно собрать шишки еловые и сосновые.
Физкультминутка «Соберём шишки в корзины»
Пройдём по тропинке дальше. В каком мы лесу теперь? (слайд соснового бора).
- Какие деревья здесь растут? (Сосны).Как называется такой лес? (Сосновый лес, сосновый бор). Какой запах в этом лесу? (запах чистоты, смолы, мха).
- Что вы ощущаете под ногами? (Мягкий мох, много иголок). Мох растёт в тени деревьев, прячется от солнца. Для чего он в лесу? Кто любит есть мох? (Олени, лоси, косули). В сосновом лесу светло и сухо.
Дети находят спилы деревьев.
В. : Что это? (Это части ствола деревьев- спилы). Что мы можем рассказать о дереве по его спилу? (По количеству колец можно узнать его возраст). Можно также узнать, в каких условиях росло дерево? (Если кольца широкие и ровные, то дерево росло на просторе. А если кольца узкие или неравномерные, значит, это дерево росло в тени).
В. :Ребята идут дальше по лесу. Впереди указатель «Дубрава».(слайд дубравы).
- Ребята, какие деревья растут в дубраве? (Дубы). Много ли там света? Что ещё в ней растёт? Кто любит жить в дубравах?
В. : Ребята, любой лес похож на многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете?
(Вместе живут и растения, и звери, насекомые, и птицы).Рассмотреть карточки «Этажи леса». Растения дают кров и питание насекомым, птицам, зверям. А животные помогают растениям? (Многие животные помогают растениям переносить семена, лечат их.).
Рассмотрите модель «Цепочка леса» и расскажите, кто чем питается, кто кому помогает выжить. Назовите, кто на кого охотиться? Кто от кого прячется и убегает?
В. : Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может повредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры- лесорубы).
В. :Для чего люди рубят лес?
Дети: Людям нужны дрова для отопления своего дома, брёвна для строительства домов, лодок.
В. : Что сегодня люди умеют делать из дерева?
Дети: Мебель, бумагу, игрушки, поделки.
В. : Чем ещё важен лес для человека?
Дети: Очищает воздух, много даров- грибы, ягоды…
В. :Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес?
Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели;, экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т. д.
Заключительная часть.
В. : Мы с вами, ребята, погуляли по лесу и вот пришло время возвращаться в детский сад. Что вам запомнилось на этой прогулке? Что понравилось?
Рассмотреть слайд- плакат «Берегите лес!».
О чём предупреждает или просит этот плакат? Где можно увидеть такой плакат?.
Самостоятельно придумайте и нарисуйте плакаты в защиту леса.