Галина Юркина
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием инновационной технологии в старшей группе «Пингвины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием инновационной технологии развития критического мышления.
Тема: «Пингвины»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников, используя технологию развития критического мышления.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием инновационной технологии в старшей группе „Пингвины“» размещена в разделах
Задачи:
1. Формировать умение задавать вопросы, добывать информацию на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
2. Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.
3. Развивать критическое мышление с использованием следующих методов и приемов: «Прогнозирование», «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Дерево знаний», «Синквейн», «Верные и неверные суждения», «Шесть шляп мышления».
4. Воспитывать любовь к животным, желание помогать им.
Планируемые результаты: дети организуют и осуществляют познавательно – исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами, отличаются широтой кругозора, интересно и с увлечением делятся впечатлениями, проявляют интерес к животным, символам, знакам, пытаются устанавливать различные взаимосвязи.
Оборудование и основные источники информации: мультимедийное оборудование, телефон с видеокамерой, видеофильм «Императорский пингвин» из серии «Твои веселые друзья – зверята», мультфильм «Умка», «Детская энциклопедия животного мира», «Дерево знаний» с символами, обозначающими методы исследования, магнитная доска с изображением таблицы «ЗХУ», конверт с символами, фломастеры, зеленые и красные карточки, серебряные рыбки и мольберт, с изображением схемы «Синквейна», белая, желтая, черная, красная, зеленая, синяя шляпы.
Формы организации познавательной деятельности детей : фронтальная, индивидуальная.
Ход НОД:
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА:
1. «Прогнозирование»
Воспитатель: Ребята! На сайт нашего детского сада пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем?
На экране демонстрируется фрагмент мультипликационного фильма «Умка», сопровождаемое следующим текстом:
«Здравствуйте ребята! Привет вам с Северного полюса!
Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам письмо, потому, что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку незнакомого мне существа. Помогите мне узнать о нем побольше. Узнайте и расскажите: кто это? Где он живет? Чем питается? Как заботится о своих малышах? Кто это – животное или птица? Умеет ли он летать? Я не умею писать, поэтому вопросы изобразил символами и уже отправил вам в детский сад. Буду ждать от вас ответа. Медвежонок «Умка».
Воспитатель: Ребята, поможем Умке? А как?
Дети: Давайте тоже напишем Умке письмо.
2. «Знаю-Хочу узнать - Узнал»
Воспитатель: Вот письмо от Умки с символами. Для того чтобы не забыть вопросы Умки, мы их сейчас вставим в нашу таблицу «ЗХУ» во втором столбике «Хочу узнать» .
«Кто это?», «Где он живет?», «Чем питается?», «Как заботится о своих малышах?», «Кто это – животное или птица?», «Умеет ли он летать?».
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1. «Дерево знаний»
Воспитатель: Ребята, это «Дерево знаний». На нем мы будем отмечать, откуда будем узнавать информацию.
- Где и как можно найти информацию о пингвинах? (вывешивается картинка пингвина). Дети высказываются о знакомых способах исследования. Символические обозначения способов исследования помещаются на «Дерево знаний» (подумать и вспомнить, спросить у взрослого, прочитать в энциклопедии, посмотреть познавательный фильм).
- Мы будем искать информацию и фиксировать ее с помощью символов. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое письмо, из которого Умка узнает все о пингвинах.
Воспитатель: Я предлагаю вам первый способ исследования.
Подумайте и вспомните, что вы знаете о пингвинах
Дети рассказывают и рисуют символы, что они обозначают, в первом столбике «Знаю».
Воспитатель: Как вы думаете, все ли вы знаете о жизни пингвинов, достаточно ли информации для письма Умке?
- Ребята, а каким еще способом исследования мы воспользуемся?
- Правильно, давайте посмотрим фильм про пингвинов.
Дети смотрят фильм.
Воспитатель: Что мы еще узнали? Давайте это обозначим символами в третьем столбике «Узнал».
Воспитатель: Ребята, а какой способ информации следующий? Правильно, прочитать в энциклопедии. Ребята, а вы умеете читать, Семен, Антон? Тогда давайте спросим у взрослого. У кого мы можем спросить? А что мы спросим у Оксаны Викторовны? Что мы еще не узнали? Ребята, кто хочет спросить?
Оксана Викторовна: «У пингвинов, так же как у людей есть воспитатели. Им родители оставляют своих малышей, пока уходят добывать пищу. А когда родители возвращаются с добычей, то по крику узнают своих птенцов».
Воспитатель: Что мы еще узнали нового? Каким символом это обозначим? Нарисуйте в нашу таблицу в третий столбик «Узнал».
Физкультминутка : «Рыбка»
В руки рыбку вы возьмите и на глазик посмотрите.
Вверх ее вы поднимите, вниз ее вы опустите.
Рука вправо, рука влево, нарисуем круг умело.
Рыбка близко, вот вдали, на нее ты посмотри.
2. Воспитатель: А сейчас давайте составим синквейн про пингвина
1 строка : Пингвин
2 строка: красивый, заботливый
3 строка: плавает, ныряет, ловит
4 строка: пингвины живут в Антарктиде
5 строка: птица
III. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
1. «Верные и неверные суждения»
(Дети поднимают красную карточку на неправильное утверждение, а зеленую – на правильное утверждение).
-пингвины – хорошие родители
-пингвины умеют летать
-пингвины умеют плавать и нырять
-пингвин - это птица
-у пингвина синяя спинка и желтая грудка
-пингвины кушают травку и овощи
-пингвины очень дружные
2. «ЗХУ»
Воспитатель: Для кого мы собирали эту информацию и зачем?
А что он попросил нас узнать?
Я предлагаю записать видео письмо, в этом нам поможет Оксана Викторовна. Кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о пингвинах громко и последовательно? Вам помогут наши символы.
Воспитатель записывает мини-рассказ одного из детей на видеокамеру телефона.
- Ребята, письмо отправлено. Умка письмо получил и говорит вам «спасибо».
3. Итог НОД: «Шесть шляп «мышления»
Воспитатель: Ребята, перед вами 6 шляп. Вы знаете, что каждый цвет шляпы отвечает на свой вопрос и имеет свой ответ. Сейчас выберите себе любую шляпу.
Вика выбрала белую шляпу и она нам расскажет, чем мы сегодня занимались?
Белая шляпа: Мы познакомились с жизнью пингвин.
Воспитатель: А Ирина в желтой шляпе нам расскажет, кто и что нам в этом помог?
Желтая шляпа: Нам помогла Оксана Викторовна, а еще посмотрели фильм.
Воспитатель: Семен одел черную шляпу. Что же тебе было трудно?
Черная шляпа: Мне было трудно сразу ответить на письмо Умке, потому что я этого не знал ответа на все вопросы.
Воспитатель: А Настя одела красную шляпу, что тебе понравилось?
Красная шляпа: Мне понравилось помогать Умке, потому что было интересно узнать о жизни пингвинов.
Воспитатель: Кирилл, а ты в какой шляпе? Почему ты ее одел?
Зеленая шляпа: Я думаю, что смогу нарисовать пингвина, потому что я хорошо рисую.
Воспитатель: Артем, ты в синей шляпе, а что ты нам расскажешь в заключении?
Синяя шляпа: Я узнал, что у пингвинов есть воспитатели, тоже как у нас. Я об этом обязательно расскажу своей маме. А еще мне интересно было узнать, что пингвины – это птицы, но они не умеют летать. Мы записали письмо и отправили его Умке и он теперь тоже знает все о пингвинах.
Итоговый образовательный результат: дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым, интересуются причинно – следственными связями, обладают развитым воображением, достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, проявляют самостоятельность и инициативу в познавательно – исследовательской деятельности.