Ирина Гринева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лес. Грибы и ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему : «Лес. Грибы и ягоды».
Тема: «Лес. Грибы и ягоды».
Цель: продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания.
Задачи:
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Старшая группа
- Темочки
Область «Познавательное развитие» : - познакомить детей с разнообразием грибов и ягод в лесу;
- закрепить знания о ядовитых и полезных грибах и ягодах;
- упражнять в отгадывании загадок.
Область «Социально - коммуникативное развитие» :
- приучать детей бережно относиться к природе и правильно вести себя в лесу.
Область «Речевое развитие» : - развивать у детей умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по лексической теме; - развивать внимание, мышление, связную речь. Область «Художественно – эстетическое развитие» : - развивать воображение и творческое мышление. Область «Физическое развитие» : - способствовать приобретению опыта двигательной деятельности.
Оборудование:
демонстрационный материал «Лес. Грибы и ягоды».
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Наблюдения на прогулках, беседы о осенних явлениях, деревьях, грибах и ягодах, рассматривание иллюстраций.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Воспитатель:
Ежик бродит по опушке.
Примеряется к грибам :
"На иголки я надену
Подосиновик и белый,
Сыроежки соберу -
Витаминов запасу".
Белки тут же прыг да скок
С елки на березу,
Подберезовиков срок
Пришел сушить на елке.
На пенке растут опята -
Соберут и их зверята.
Трудится лесной народ
Заготовки делать в прок.
- Ребята, а какие дары леса запасают на зиму зверята? Назовите их одним словом? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Хорошо, где же звери собирают эти запасы?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- А что же такое лес и зачем он нам нужен?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас давайте отгадаем загадки про грибы, которые изображены на картинках.
Коренастый, в шляпке новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
- Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки в миг
Этот белый… (боровик)
Воспитатель:
- А, как вы думаете, почему белый гриб (боровик) еще называют "Царь грибов"?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я (подосиновик)
Воспитатель:
- Почему гриб подосиновик так называется, как вы думаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Не спорю - не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
Воспитатель:
- Кто же мне скажет, под каким деревом растет подберезовик?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
Воспитатель:
- Где любят расти грибы опята? В какое время года растут грибы?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник,
Эти желтые сестрички
Называются… (лисички)
Воспитатель:
- Как вы думаете почему эти грибы так называются - лисички?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежки)
Воспитатель:
- Какого еще цвета бывают шляпки у сыроежек?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
В хвойном лесу живет паренек,
В рыженькой шляпке, рыжий грибок.
Стоит задеть, и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (рыжик)
Воспитатель:
- Какой еще рыжий гриб, похожий по цвету на шерсть лисы-плутовки, ты знаешь?
(Ответы детей.).
Воспитатель:
- А теперь давайте посмотрим на гриб боровик и скажем из каких частей он состоит?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Давайте же посмотрим на доску и назовем грибы которые опасны для нашего здоровья?
Собирать можно только известные съедобные грибы! И еще запомните: ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их.
Физкультминутка «За грибами».
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)
Белочки скакали,
Рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (Бегут, собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Скачут стоя, «срывают» грибы).
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой)
Воспитатель:
- Что еще мы можем встретить в лесу, кроме грибов?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Отгадайте загадку, что это за ягода?
Я - капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки,
Кто любит меня, то и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (земляника)
- Весной на кустах земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают. Это бывает летом.
А можно есть зеленые ягоды?
(Ответы детей.).
Воспитатель:
- Почему?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Послушайте, а про какую ягоды эти загадки.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи. (малина)
Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай -
Руки не замарай! (черника)
- Ребята ягоды надо собирать только в присутствие взрослых, так как очень много в лесу ядовитых ягод (вороний глаз, бузина, ландыш, волчье лыко, паслен (наглядное пособие ядовитых ягод).
- Чтобы не повредить кустики, нужно ягоды собирать очень аккуратно, иначе на следующий год их не будет. И еще запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам. Которые тоже ищут корм в природе.
- Что можно приготовить из ягод?
(Ответы детей.).
Воспитатель:
- Как называется варенье из земляники? А из черники, малины?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- Давайте еще раз вспомним о каких грибах и ягодах мы говорили? Можно ли без родителей ходить в лес и собирать грибы и ягода самостоятельно?
(Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «По грибы».
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы грибы искать. (Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Первый гриб – боровик, (
Полезай в лукошко. (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)
Подосиновик стоит
На высокой ножке. (Указательный палец)
Подберёзовик нашли
Под берёзкой прямо. (Средний палец)
А маслёнок прячется
Вот какой упрямый! (Безымянный палец)
На пеньке нашли опят
Целый маленький отряд. (Мизинец)
Полную корзинку
Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)