татьяна шигидина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения у детей видеть красоту леса беречь и радоваться ею.
Задачи:
- Развивающие: расширять кругозор о лесе, развивать логическое мышление и познавательный интерес;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию: «Лес – наше богатство. Его нужно беречь и защищать».
- Образовательные: формировать представление о лесе, его роли в жизни людей.
Ход занятия:
- Ребята мы сегодня с вами поговорим о…
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
А для того, чтобы узнать о чем будем разговаривать, отгадайте загадку.
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (лес).
- Правильно, говорить мы сегодня будем о лесе. Лес – это наше богатство! 21 марта проводится Международный день леса. Мы с вами тоже примем участие в этом празднике. Послушайте стихотворение о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Чем же дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен? (ответы детей)
- Давайте еще раз повторим, для чего же нужен лес?
- лес - зеленый наряд нашей планеты; (слайд №2)
- лес – дом для диких животных; (слайд №3)
- лес – это удивительная кладовая. В ней собраны грибы и ягоды, орехи и плоды, лекарственные плоды и многие другие плоды леса. (слайд №4)
- лес очищает воздух от пыли и обогащает ее кислородом. Лес – это «легкие нашей планеты». (слайд №5)
- лес дает нам древесину. (слайд№6)
А кто же главные обитатели леса? Главные обитатели наших лесов, конечно, деревья. (слайд №7) Какие деревья вы знаете? Отгадайте о них загадки.
1. Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь. (береза) (слайд №8)
2. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (дуб) (слайд №9)
3. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (елка) (слайд №10)
4. У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (сосна). (слайд №11)
5. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит –
Никому не говорит. (ива) (слайд №12)
6. Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягоды клюют. (рябина) (слайд №13)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (липа) (слайд №14)
8. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это
Мы от этого чихаем. (тополь) (слайд №15)
9. Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины) (слайд №16)
- Молодцы, ребята, с загадками о деревьях вы справились. Но деревья не единственные обитатели леса, каких еще обитателей вы знаете. Правильно, цветы, кустарники, травы.
- С ранней весны до поздней осени в лесах много разнообразных цветов. Какие цветы вы знаете? Только стаял снег, а в лесу уже распускается первый подснежник. Посмотрите на экран и послушайте стихи про цветы.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной. (слайд №17)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы. (слайд №18)
- Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние цветы.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой.
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел. (слайд №19)
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты. (слайд №20)
Колокольчик голубой,
Поиграй-ка ты со мной,
Позвони мне в свой звоночек,
Скромный луговой цветочек! (слайд №21)
- Дети, а кто живет в лесу? Молодцы, дикие животные. А каких диких животных вы знаете? (ответы детей)
А теперь давайте покажем как просыпается медведь весной.
Физкульминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты вправо и лево)
Потянулся он со сна: (потягивание, руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, а
потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся.
(дети садятся)
- А, ребята, знаете загадки об обитателях лес? Послушайте и отгадайте о каких лесных обитателях эти загадки.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса) (слайд №22)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц) (слайд №23)
Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвет?
Кто душистый любит мед? (медведь) (слайд №24)
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый. (Волк) (слайд №25)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (кабан) (слайд №26)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такое довелось
Встретить, знайте, это … (лось) (слайд №27)
В сосне дупло,
В дупле - тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (белка) (слайд №28)
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный … (еж) (слайд №29)
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова) (слайд №30)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел) (слайд №31)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там, то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка) (слайд №32)
- А знаете ли вы как нужно вести себя в лесу? (ответы детей). Давайте посмотрим небольшой видеофильм. (просмотр фильма)
- Итак, как же нужно вести себя в лесу и чего нельзя в нем делать?
• Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать! (слайд №34)
• Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них! (слайд №35)
• Не разорять муравейники и птичьи гнезда! (слайд №36)
• Не рвать большие букеты цветов! Особенно беречь растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, сон-трава, колокольчик, кувшинка и др.) (слайд №37)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
- Следующее правило поведения в лесу
• Не разжигать костры! Беречь лес от пожаров. (слайд №38)
- Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны в лесу с огнем!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.