Ляшкова Галина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Где может жить электричество?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему :
«Где может жить электричество?»
Цель: создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах
безопасного поведения с бытовыми приборами.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Где может жить электричество?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• Расширять и обобщать знания детей об электричестве и его использовании;
• Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
• Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку;
• Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи :
• Развивать мыслительную активность, любознательность;
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Воспитательные задачи:
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружаю-
щими предметами;
• Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами;
• Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Беседы; рассматривание иллюстраций; дидактические игры; загадывание загадок; заучивание стихотворений.
Материалы и оборудование:
• Две игрушки: пожарная машина и скорая помощь;
• Звуковая запись сирены «скорой помощи»;
• Фонарик с батарейкой;
• Провод в разрезе;
• Пластмассовые палочки по количеству детей;
• Кусочки бумаги и шерстяной ткани, шелка;
• Картинки с изображениями бытовых электроприборов;
• Воздушные шары;
• Кукла Буратино;
• Веревка с узелками;
• Телефон-игрушка;
• Мяч;
• Иллюстрации «Правила пользования электроприборами».
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся звук сирены «скорой помощи».
Воспитатель вносит в группу перебинтованного Буратино.
Воспитатель:
- Здравствуй, Буратино. А, что с тобой случилось?
Буратино:
- Это я дома решил порядок навести: стал пылесосить, но пылесос сломался. Я стал чинить, а меня током ударило. Хотел рубашку погладить, утюг включил, а пока он грелся, пошел телевизор смотреть и про утюг забыл, чуть пожар не случился, а потом еще за горячий чайник схватился – ну вот и результат.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете какие ошибки допустил Буратино? (ответы детей).
- Буратино, а может наши ребята помогут тебе узнать правила обращения с электроприбо-
рами?
Буратино:
- Да ваши ребята, наверно, и не знают, что это такое?
Воспитатель:
- А мы сейчас проверим.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и вывешивают картинки с изображениями бытовых электроприборов на доске.
1. Чудо-ящик – в нем окно.
В том окошечке – кино. (телевизор)
2. Пыль найдёт и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот – нос,
Коврик чистит… (пылесос)
3. Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него … (утюг)
4. Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Бельё чистым возврати». (стиральная машина)
5. В кухне главная – она,
Словно воздух нам нужна.
Может жарить, может печь,
Щи и вкусный борщ сварить,
Может чайник вскипятить. (электроплита)
6. И зимой, и летом
Холод в нём и лёд.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережёт. (холодильник)
7. Наша тётушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке (швейная машина)
8. Чудо-печка, чудеса!
Разогреет всё сама (микроволновка)
Воспитатель:
- Как все эти предметы можно назвать одним словом? (электроприборы)
- Что общего в этих приборах? (шнур, вилка, которая вставляется в розетку; они все работают от электричества).
Буратино:
- Молодцы! Я вижу, что вы знаете электроприборы.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы? (чтобы делать всё быстрее и легче).
- Я предлагаю поиграть в игру с мячом “Для чего это нужно?”. Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Лампой – освещают книгу.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.
По телефону – звонят.
На магнитофоне – слушают музыку.
- Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Без них человеку было бы трудно.
- А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (ответы детей).
- Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка – это входные воро-
та в электрическую сеть.
- А, что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудить-
ся? (ответы детей).
- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
(Воспитатель показывает провод в разрезе).
- Провод сверху одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним ток и попадает в дома, больницы, детские сады, школы.
- А сейчас, давайте поиграем. Представьте, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Игра «Ток бежит по проводам» (дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова) :
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру к нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Утюги и пылесос,
Ток энергию принёс.
Воспитатель:
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.
- Надо закрыть глаза и сосчитать до 10. (дети считают).
- Вот мы и в волшебной стране.
Опыт № 1.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену (дети пытаются повесить шары на стену, но у них не получается).
Воспитатель:
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
- Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.
- Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Вывод: в волосах тоже живёт электричество.
Опыт № 2.
- У меня в руках фонарик. Я нажимаю на кнопку, а он не горит. Что случилось? (ответы детей).
- Действительно, в нём нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Фонарик заработал. Почему?
- Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через фонарик пошёл электрический ток и он заработал.
Вывод: в батарейке живёт неопасное электричество. А с игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).
Опыт № 3.
- А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно).
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите её. Шарики тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натёрли кусочком ткани.
Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, для вас и Буратино я хочу прочитать стихотворение.
Стихотворение М. Монаковой «Розетки мне не интересны!»
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал: «В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!».
Воспитатель:
- Ребята, чему учит нас это стихотворение? (ток опасен, нельзя баловаться с розеткой)
- А мы с вами знаем важное правило, давайте его повторим для Буратино:
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Воспитатель:
- А что может произойти, если не выключить утюг? Взять в руки горячий чайник?.
- Правильно, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда, возникнет пожар.
-А вот эти дети, как и Буратино, правил не соблюдали, и посмотрите, что произошло.
(Рассматривание картин)
Воспитатель:
- Что означают эти картины?
- Правильно ли поступают дети? Почему?
- Поэтому с электроприборами нужно обращаться очень осторожно.
- Ребята, а если беда уже случилась, кто придет к нам на помощь?
- А какой номер телефона нам нужно набрать, чтобы вызвать пожарных?
- А «скорую помощь»?
Воспитатель:
- Давайте научим Буратино, как правильно вызвать «скорую помощь» и пожарных.
- А, что нужно обязательно сообщить, вызывая пожарных и скорую помощь, чтобы они быстро приехали? (имя, фамилию, адрес)
Игра «Вызываем скорую и пожарную помощь» (звоня по игрушечному телефону, дети называют имя, фамилию, адрес).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Главное правило, которое должны вы запомнить:
Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
- И, если вы будете соблюдать эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.
Итог:
Воспитатель:
- Давайте вспомним, что за машины-помощники живут у нас в домах? (ответы детей)
- А, что вы сегодня узнали нового об электрическом токе? Где он может жить? (ответы детей)
- Какие правила нужно запомнить при обращении с электроприборами? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, как много вы сегодня узнали об электричестве.
Буратино: Спасибо вам за то, что вы меня научили правильно обращаться с электроприборами. Я решил вам сделать подарок: «пожарную машину» и «скорую помощь». До свидания, ребята.