МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Край родной — навек любимый. Астраханская область»

Анастасия Чупахина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Край родной — навек любимый. Астраханская область»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад «Автомобилист» (филиал в с. Алгаза)

Астраханская область

Икрянинский район

Конспект НОД

по познавательному развитию

в старшей разновозрастной группе «Звездочки».

"Край родной - навек любимый"

Воспитатель: Чупахина А. И.

Цели:

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;

Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Астраханской области;

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Край родной — навек любимый, Астраханская область“» размещена в разделах

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней;

Закрепить знания детей о рыбах Астраханского края;

Познакомить детей с народами, проживающими на территории Астраханской области, их культурой, религией, национальными костюмами.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована? («Детский сад «Автомобилист» села Алгаза» старшая группа). Давайте ее откроем и посмотрим, что же в ней? (достают глобус).

Воспитатель: Ребята, что это? (глобус).

Воспитатель: Это наша планета Земля. Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы? (дети называют страны, воспитатель показывает их на глобусе)

Воспитатель: Молодцы, как много стран вы знаете. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

Воспитатель : У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Россия, ребята, - самая большая страна в мире.

А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой Родине. Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. А как называется село, в котором мы с вами живем? (Алгаза, Бахтемир, Ильинка).

Воспитатель: А кто скажет, как называется прекрасный край, область, в котором мы с вами живем? (Астраханская область, Икрянинский район).

Воспитатель: Правильно, ребята. Астраханская область, Икрянинский район - это и есть наша малая Родина. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но путешествие наше будет не простое – путешествие по родному краю.

Воспитатель: Ну что ребята вы готовы к путешествию? Но чтобы отправиться в путешествие по Астраханской области нам необходим транспорт. Как вы думаете на чем можно путешествовать. Ответы детей.

Воспитатель: А я вам предлагаю отправимся в наше путешествие на поезде.

Садимся в вагончики и едем… (Дети «цепляются» друг за друга и едут).

Воспитатель. 1 станция – Географическая.

Ребята, посмотрите на карту РФ и найдите на ней Астраханскую область. Астраханская область находится на юго-западе РФ, в дельте реки Волги. Река Волга впадает в Каспийское море. Центром Астраханской области является город Астрахань. Наша область поделена на 11 районов:

1. Ахтубинский район

2. Володарский район

3. Енотаевский район

4. Икрянинский район

5. Камызякский район

6. Красноярский район

7. Лиманский район

8. Наримановский район

9. Приволжский район

10. Харабалинский район

11. Черноярский район

Воспитатель: Астраханский край, край удивительной природы – наша родная земля. Она взрастила нас и щедро одарила полноводной Волгой и рыбными богатствами Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей, разноцветьем трав и простором степей. Она готова снова и снова делиться с нами всем, что сама имеет. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие. Садимся в вагончики и поехали…

2 станция – Этническая

-Ребята, вы знаете что такое «этнос»? (Ответы детей).

Воспитатель поясняет детям значение слова «этнос».

Этнос — совокупность людей, объединённых общими признаками (происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет). Национальность.

Воспитатель: В Астраханском крае проживают много национальностей и народов. Назовите не которые из них? (русские, казахи, татары, украинцы, чеченцы, азербайджанцы, калмыки, армяне, ногайцы, цыгане, аварцы, лакцы, даргинцы, белорусы, туркмены, корейцы, чуваши, турки, узбеки, евреи и т. д.)

Воспитатель: Правильно ребята, так уж сложилось исторически, что Астраханская область стала самым многонациональным краем. На территории области проживают представители более 130 национальностей, что делает наш край одним из самых многонациональных в Российской Федерации.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим и рассмотрим национальные костюмы!

Показ презентации

Татарский костюм – Для одежды татар характерен традиционный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна Татры ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причём обязательно с загнутыми вверх носами.

В женской одежде используются шерстяные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, женский головной убор в древности, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательнице. Девушки носили мягкие белые колпачки, а женщины по старше платки.

Русский костюм – используется с древних времён и до наших дней. Основная мужская одежда была сорочка или нижняя рубашка. Рубахи шили из хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Наличие ворота предполагает разрез посередине груди или с лево (косоворотка, с пуговицами или с завязками. Цвета рубах разные. Косоворотки подпоясывались льняным поясом.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой. Иногда расшивали жемчугом. Рубахи подпоясывались. Женщины поверх белой или красной рубашки одевали сарафан. Замужние женщины должны были всегда носить платок, а при выезде надевали кокошники. Девушки носили на голове венчик.

Костюм народов Кавказа – по его отделки и покрою можно определить, к какому народу принадлежит человек. Главным мужским нарядом была черкеска. Черкеска шилась из домотканого сукна. Она была не яркой. В основном это был естественный цвет шерсти – белый, чёрный, серый. Форма костюма подчёркивала атлетичность тела и подразумевала прямую осанку. Черкеску носили всегда за стёгнутой и подпоясана узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка.

Казахский народный костюм – Комплекс мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – «кейлек» и безрукавка – «женциз камзол». Для изготовление женской одежды использовались хлопчато – бумажные, шёлковые ткани и бархат.

Мужской и женский головной убор отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный головной убор – «клпак» из тонкого войлока. Весной и осенью казахи насилии шапки – «борик», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом.

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали? Повторяйте за мной.

Физминутка «Родина»

Поезжай за моря-океаны, («едут»)

Надо всею землей пролети: («летят»)

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды, (приседают)

Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)

Воспитатель: Отправляемся дальше. Садимся в вагончики, поехали…

3 станция – Биологическая.

-Ребята, мы с вами попали в Астраханский заповедник.

Воспитатель: Как здесь спокойно. Наш Астраханский заповедник был создан для изучения и сохранения многообразия растительного и животного мира Волжской Дельты. И все это находится под охраной государства. В заповеднике нельзя рвать редкие растения, охотится на животных, и ловить рыбу. Можно только наслаждаться красотой природы.

Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в заповеднике. Поиграем в игру «Можно — нельзя».

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

Воспитатель: Ребята в Астраханском заповеднике водится очень много разных птиц и животных.

В Астраханском заповеднике гнездится 27 видов птиц, занесенных в Красную книгуРоссии. Гнездятся кудрявый пеликан, колпица,каравайка, египетская цапля, скопа, орлан-белохвост, балобан, стрепет, малый баклан, беркут, степной орел, стерх, дрофа, розовый пеликан. Залетают черный аист, фламинго

А вот млекопитающих в заповедной зоне мало. В основном они представлены кабанами, лисицами, выдрами, волками, горностаями, мышами. На территории были выпущены енотовидные собаки и ондатры.

К представителям копытных здесь относится только кабаны. Однако они не чувствуют себя одиноко, благодаря тростниковым зарослям и обширному ассортименту еды, кабаны размножаются в больших количествах.

Русская выхухоль – вид, включенный в Красные книги РФ, Астраханской области. Сведений о ней чрезвычайно мало. Это – сокращающийся в численности редкий реликтовый вид России.

Из отряда зайцеобразных - заяц-русак.

Насчитывается 9 видов грызунов; два из них (бобр и ондатра) акклиматизированы в дельте Волги. Бобр завезен из Воронежского заповедника.

К настоящему времени ондатра заселила практически всю дельту. Она обитает в норах по берегам ериков и протоков.

Отряд хищных представлен тремя семействами: псовые, куницевые и кошачьи. Из псовых самая многочисленная – енотовидная собака.

Волки постоянно обитают на всех трех участках.

Лисица часто встречается в заповеднике.

Шакал в заповеднике впервые обнаружен в 1989 г. В настоящее время здесь обитает 1–2 семьи.

Из куньих в заповеднике обитают : горностай и ласка

Самым многочисленным является горностай. Ласка на участках заповедника очень редка.

Выдра– исконный обитатель волжской дельты; она живет на всех участках заповедника. За пределами заповедника выдра обитает только в глухих, труднодоступных местах.

Каспийскую нерпу (тюленя) отмечают весной и осенью единично на некоторых участках во время ее миграции за косяками рыб, идущих на нерест и зимовку в рукава Волги. Тюлень — единственное млекопитающее фауны Каспийского моря.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру которая называется «Третий лишний?» (Птицы и животные Астраханского края).

На мольберт выставляются 3 картинки с изображением животных: 2 из них животные (птицы) Астраханской области, а 1 с изображением животного (птицы) –тропиков, Арктики.

Например:

1. Пингвин, фламинго, степной орел.

2. Жираф, лисица, кабан.

3. Слон, заяц-русак,ондатра.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Ребята, недаром наш Астраханский край считается рыбацким. Здесь обитает до 66 видов рыб: осетровые, сельдевые, карповые и другие. Назовите, какие рыбы водятся в Астраханском крае. (Карась, лещ, вобла, щука, сом, судак, окунь, осетр).

Показ картинок с изображением рыб.

Воспитатель: Давайте рассмотрим этих рыб. (Рассказ воспитателя о внешнем строении рыбы). Как рыба плавает? Что у них для этого есть?

Ответы детей: Хвост, плавники.

Воспитатель: Да, ребята, хвост - это руль, а плавники- это весла. Тело рыбы покрыто чешуей, оно гладкое, обтекаемое. А могут рыбы жить без воды?

Ответы детей: Нет, они погибнут.

Воспитатель: Рыбы живут только в воде - в реках, морях, океанах. В реках живут речные рыбы, в морях и океанах - морские.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Собери картинку». (Рыбы)

Дети на столах собирают картинку-пазл (сом, судак,щука).

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. Вот видите как богат и разнообразен наш край рыбой.

Воспитатель: А ещё в Астраханском заповеднике можно встретить много редких и красивых растений

Воспитатель: Прекрасно смотрятся на водной глади цветы белой кувшинки. Они поднимаются из воды и раскрываются. Кувшинку ещё называют водяной лилией. Плоды кувшинки зреют под водой. Форма плода имеет вид кувшинчика, поэтому растение и называется - кувшинка. Её плодами охотно питаются животные.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Представьте, что вы все белые кувшинки.

Проводится физминутка «Белые кувшинки», дети присаживаются.

Белые кувшинки

Утром открывались (дети медленно поднимаются и поднимают руки к верху).

На водичке плавно

Лепестки качались. (качание рук вправо, влево).

Солнышко садится

Спать пора кувшинкам (медленно присаживаются,

Лепестки закрылись

Солнце в серединке. (закрывают руки, опускают голову на колени.).

Воспитатель: Ребята также среди растений в наших водах произрастает и вот такой рогатый орех - чилим (показ). Скорлупа - твердая, не расколешь молотком. Четыре шипа - ими можно уколоться. Чилим-любимая лакомство кабанов и диких гусей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой удивительной красоты цветок. Это лотос. Цветы лотоса. Большие, ярко - розовые. Ветер разносит от них приятный аромат, когда лотос отцветает, теряет лепестки, цветы превращаются в коробочки, внутри которых зреют орешки - семена. Этот цветок очень любит чистую воду. Поэтому мы должны беречь нашу природу и воду. Лотос является жемчужиной Каспия, символом Астраханской области.

Лотос — прекрасное чудо планеты.

Стал исчезать он не с этого лета.

Этот красивый нежный цветок

Ярко сияет как огонек.

Люди жилища им украшали,

В пищу когда-то его потребляли.

И, наконец, стал известен он всем,

Быстро исчез, малочислен совсем.

Так сохраните лотос прекрасный,

делайте дело вы не напрасно!

О каком цветке я прочитала? (о лотосе)

И сегодня я научу вас делать этот прекрасный цветок из бумаги.

Вырезаем по шаблону 10 кружков из розовой бумаги диаметром 5 см (напомнить детям как обводить по шаблону фигуру).

Теперь из 9-и вырезанных нами из розовой бумаги кругов формируем лепестки. Делаем это следующим образом:

Сначала складываем кружок пополам.

Затем загибаем уголок, размером с четвертую часть полукруга.

А теперь раскрываем лепесток и фиксируем клеем – получаются объемные лепесточки нашего будущего лотоса.

1 розовый кружок – это будет начало нашего цветка. Затем начинаем приклеивать лепестки цветка.

Первым слоем клеим лепестки по кругу 5 шт., при этом последующий розовый лепесток накладывается на предыдущий. Следующий слой приклеиваем точно так же, только лепестков будет уже 4 шт.

По мере приближение к серединке количество лепестков уменьшается. Когда все лепестки наклеены, нужно сформировать сердцевину лотоса. Вырезаем круг необходимого диаметра желтого цвета и приклеиваем в центр цветка.

Теперь приклеиваем цветок на лист лотоса и наша поделка готова.

Рефлексия:

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Фотоотчет об изучении парциальной программы «Край родной, навек любимый»Фотоотчет об изучении парциальной программы «Край родной, навек любимый» Фотоотчет о прохождении парциальной программы «Край родной навек любимый» Бурлина В. В. Кравцова И. А. В рамках парциальной программы в.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Край родной, навек любимый» Конспект непосредственно образовательной деятельности Интегрированное занятие «Край родной на век любимый» Старший дошкольный возраст Автор:.

Конспект занятия «Край родной, навек любимый…» Конспект занятия «Край родной, навек любимый…» Цель: Расширять знания детей о Мордовском крае. Задачи: Образовательные: Систематизировать.

«Стыдно перед соловушкой». Конспект занятия с детьми старшей группы «Край родной, навек любимый» Форма проведения: беседа по литературным произведениям. Задачи: -расширять представления детей о том, что Земля- общий дом для всех людей.

Образовательная деятельность в старшей группе «Край родной навек любимый» «Край родной на век любимый» Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:.

НОД в подготовительной группе ДОУ «Край родной, навек любимый»НОД в подготовительной группе ДОУ «Край родной, навек любимый» Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – посёлке Мурмино. Задачи: Образовательные – систематизировать.

Проект «Край наш родной навек любимый» Проект: «Край наш родной навек любимый»Тип проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект по патриотическому воспитанию «Край родной, навек любимый» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №21» Педагогический проект «Край родной,.

Звездный час с родителями «Край родной, навек любимый» Край родной, навек любимый Форма проведения: звездный час. Цель: Открыть несколько страничек мира природы. Приобщить родителей к изготовлению.

Звездный час с родителями «Край родной, навек любимый» Звездный час с родителями «Край родной, навек любимый» Край родной, навек любимый Форма проведения: звездный час. Цель: Открыть несколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Край родной — навек любимый. Астраханская область»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 22:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Край родной — навек любимый. Астраханская область»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Чупахина (УИ 977078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД