Светлана Ляпкина
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздушный шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Воздушный шарик“» размещена в разделах
Развивающие :
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, здоровье, музыка, художеств. труд.
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- поднос с салфетками бумажными (по количеству детей);
-бумага для изготовления веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок;
- воздушные шары (по количеству детей).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки (ответы) А хотите я вам расскажу сказку? (ответы)
Жил был воздушный шарик, а звали его Пузырик, он был очень добрый и красивый (на экране шарик слайд №1). Пузырик летал высоко в облаках, но у него было мало друзей, иногда он играл с ветерком, но однажды ветерок пропал и шарику стало очень скучно и он загрустил. (слайд №2 грустного шарика).
Воспитатель: Ребята поможем шарику? А что мы можем сделать? (отыскать ветерок, надуть много воздушных шариков, друзей для Пузырика).
Интересно, а что находиться внутри шарика? А чтобы узнать это, надо отгадать загадку.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим (Воздух) Слайд №3
Воспитатель: Молодцы, правильно это воздух. Прежде, чем помочь шарику мы сегодня с вами поговорим о воздухе, узнаем, что же это такое.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Слайд №4.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом. Слайд
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тонкий. Его можно сложить в несколько раз. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в пакете, а потом выпустили его.
А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим!
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сейчас будем пускать мыльные пузыри. Развеселим Пузырика. Слайд №6.
Дети читают стихотворение «Мыльные пузыри».
От зари и до зари мы пускаем пузыри:
Мыльные, воздушные, ветерку послушные.
Всё летят они, летят, улетают от ребят –
Яркие, игристые, словно золотистые.
Слайд №7.
Дети пускают мыльные пузыри. Слайд №8
Воспитатель: Вот здорово! Как красиво!
А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Слайд №9
Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку, поднесите её к носикам и подышите. Что вы заметили? Слайд №10
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Давайте устроим ветер для воздушного шарика.
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером. Слайд №11
Воспитатель: Ребята, ветер можно сделать с помощью веера. Давайте мы с вами сложим из бумаги веер и устроим ветер.
Дети складывают из бумаги веера.
Воспитатель: Помашите веером на себя. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Слайд №12.
Воспитатель: А как вы думаете, ветер – это хорошо или плохо?
Давайте сейчас мы с вами подойдём к экрану и поиграем в игру «Хорошо - плохо». (Дети подходят к экрану и садятся на стулья). Ветер может быть другом и помощником – это хорошо, значит нужно громко хлопать. А может быть разрушителем – это плохо, значит нужно топать. Внимание на экран.
1. Воздух может помогать людям в море управлять кораблём. Он надувает паруса и корабль движется. Слайд №13.
2. Люди используют ветряные установки для выработки электричества. Слайд №14.
3. На море шторм – сильный ветер. Он может перевернуть корабль, и погибнут люди. Слайд №15, 16, 17.
4. Ветер дует на ветряную мельницу. Она вращается и помогает людям перемалывать зерно в муку. Слайд №18.
5. Ураган – это сильный ветер. Он может разрушать постройки, ломать дома, вырывать с корнями деревья. Слайд №19, 20, 21, 22.
6. Воздух помогает летать самолётам, воздушным шарам. Слайд №23, 24, 25, 26, 27.
Воспитатель: А теперь посмотрим, для чего ещё нужен воздух.
Просмотр видео фильма «Для чего нужен воздух?» Слайд №28.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
Дети: Нет. Не пахнет. Слайд №29.
Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Воспитатель: Давайте проверим. Закройте глаза, и определите: какой запах вы чувствуете? (апельсина, чеснока). Воздух не имеет запаха, но может передавать запахи окружающих предметов, овощей, фруктов, цветов, духов, кремов…
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Слайд №30.
Опыт 6. Не дышу.
Воспитатель: Давайте посмотрим, сколько времени мы продержимся без воздуха. Вздохнём и задержим дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе?
1. Воздух бесцветный, невидимый, чтоб его увидеть, надо поймать. Слайд №31.
3. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей. Слайд №.32, 33, 34.
4. Без воздуха ничто живое не может жить. Слайд №35.
5. Воздух не пахнет и может передавать запахи. Слайд №36.
6. Ветер – это движение воздуха. Слайд №37
Воспитатель: Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух Слайд №38, устроили ветер для Пузырика Слайд №39. А сейчас я предлагаю вам надуть воздушные шары. Теперь у Пузырика будет много друзей. Слайд №40.