Алёна Александровна Хабиева
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в Африку» с элементами ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Всем доброго дня.
Вашему вниманию предлагаю конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" с элементами ТРИЗ-технологии. Занятие разработано для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет). Путешествуя по Африке, дети узнают много нового и интересного.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (мир природы, мир человека, социально-коммуникативное развитие.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Путешествие в Африку“ с элементами ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Цель: закрепление знаний детей о животных и деревьях Африки с помощью методов теории решения изобретательских задач.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с природой Африки;
• закрепить знания детей о тигре (обитание, особенности, приспособление к окружающему миру);
• закрепить знания о животных Африки и их детенышах;
Развивающие :
• упражнять детей в умении задавать вопросы и отвечать на них;
• развивать логическое мышление, сообразительность, наблюдательность, внимание, память.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам;
• Воспитывать любознательность, интерес к природе.
• Продолжать развивать коммуникативные навыки детей;
Предварительная работа:
• беседа с детьми о животных Африки (тиграх);
• просмотр иллюстраций «Животные Африки»; энциклопедии «Мир животных»;
• чтение художественной литературы С. Маршака из цикла «Детки в клетке» : «Жираф», «Зебры», «Слон»; загадки о животных по теме;
• дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Лото» (животные);
• пальчиковая гимнастика «В зоопарке», «Мы охотимся на льва»
• разучивание стихотворения С. Рейна «Что за Африка-страна»;
• игры ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: проигрыватель, музыка «Звуки Африки»; стулья-пенёчки; игрушка-тигренок; магнитная доска; Экран со стрелками для наклеивания картинок, картинка тигренка, картинка «Дикое животное», картинка, где будет изображён тигренок в будущем, картинка, из каких частей состоит тигр, картинка с изображением места обитания тигренка (Африка, клей, клеенка, салфетка; стихотворение Рейна С. «Что за Африка-страна»; ручей; макет «Африка»; корзинка для животных; волшебный сундучок; «Лесенка Успеха»; оформление группы в стиле «Африка».
Раздаточный материал: животные Африки; части деревьев; тарелочки; индивидуальные рабочие листочки для дидактической игры «Найди детеныша»; простые карандаши, стаканчики для карандашей; сюрпризы для детей, значки для «Лесенки Успеха».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети заходят в группу, становятся в круг.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
Воспитатель вместе с детьми:
Шире круг, шире круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети присаживаются на стулья.
Мотив
Игра «Да-нетка»
В руках воспитатель прячет игрушку-тигренка, нужно отгадать, какой сюрприз приготовил для детей воспитатель. (На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».)
Воспитатель: Отгадайте кто у меня в руках, только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Игра называется «Да-нетка».
Дети: Это живое?
Воспитатель: Да.
Дети: Это растение?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это полосатое животное?
Воспитатель: Да.
Дети: Это тигренок?
Воспитатель: Да.
Воспитатель: Это маленький тигренок. Он заблудился и не знает кто он, кем будет, откуда он?
Дидактическая игра «пятиэкранка»
Воспитатель: У нас есть «пятиэкранка», в центре экрана мы поместим тигренка. Экран, который находится слева от нас, расскажет, кто он. Кто он, Полина? ( ответы детей: дикое животное) Найди, пожалуйста, картинку и помести на экран, который находится слева. Справа экрана, на который мы поместим картинку, где будет изображён тигренок в будущем. А кем он будет, когда вырастет? ( ответы детей: тигром) Наверху мы поместим картинку и расскажем тигренку, из каких частей он состоит. Что есть у всех тигров? ( ответы детей: голова, тело, лапы, хвост, оранжевые и черные полоски). А внизу мы поместим картинку с изображением места обитания тигренка. Где живёт тигренок? ( ответы детей: в Африке).
Воспитатель: Ну, вот теперь тигренок всё про себя знает и хотел бы попасть домой, но идти один боится. Что же делать? Отправимся в Африку? ( ответы детей: да) Отправляемся в путь. А чтобы было идти веселей, вспомним стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Рейна С. «Что за Африка-страна» и предлагает его инсценировать:
Инсценировка стихотворения
Что за Африка-страна
Где лишь лето и весна,
Где кругом стоит жара –
Все узнать о ней пора.
Что за звери там живут,
Что за птицы там поют,
Сплошь загадками полна
Эта Африка….
Воспитатель вместе с детьми подходят к ручью.
Игра «Мои ощущения»
Воспитатель: Ох, мои руки почувствовали, что вода холодная.
А что могут о воде рассказать глаза? Какая вода? ( ответы детей: Она прозрачная, бесцветная, чистая)
А что расскажут уши? Что вода делает? ( ответы детей: Шумит, журчит, льется, капает, плещется).
Воспитатель вместе с детьми переходят речку и подходят к стульчикам. Звучит музыка «Звуки Африки».
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали в царство горячего песка и яркого солнца - Африку. А вы знаете, как называется лес в Африке? ( ответы детей: дикий лес). Он называется – джунгли. Тигренок приглашает нас присесть-отдохнуть. Ребята, здесь же так жарко, кругом песок, да высокие деревья. Где же нам присесть?
Решение проблемной ситуации
Дети предлагают решение проблемы.
-Можно сесть на пенёчки.
-Мы ведь в волшебной Африке, поэтому наши стулья превращаются в пеньки. Воспитатель: Присаживайтесь, ребята (дети садятся на стулья-пенёчки или скамейки).
Дидактическая игра «Рассели животных»
Воспитатель: Ребята, вот мы и попали с вами в Африку. Посмотрите, сколько разных животных водится здесь. Вам нужно заселить животных в Африку.
Детям предлагается расставить животных на макете «Африка», называя животного.
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, мы замечательно с вами справились. Но мне кажется, что здесь чего-то не хватает. Как вы думаете?
Дети: реки, травы, деревьев.
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам украсить Африку своими деревьями. Подходите к столу и создайте свое деревце. А потом поставьте его на макет Африки.
Дети соединяют части деревьев и ставят на макет. Воспитатель оказывает детям помощь и уточняет (рассказывает) какие деревья растут в Африке.
Дидактическая игра «Найди детеныша»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас к столам. Ребята, посмотрите – мамы перепутали своих малышей. Вам нужно помочь детенышам найти свою маму, соединить линией маму и детеныша.
Воспитатель предлагает детям подойти к столам и соединить линией животного и детеныша.
Словесная игра «Хорошо -плохо»
Воспитатель: А хочешь, тигренок, мы научим тебя интересной игре «Хорошо - плохо».
Африка – это плохо. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Африка – это хорошо. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: тигренок говорит вам - Спасибо вам, ребята! У меня в волшебном сундучке для вас сюрприз. Откроете, когда вернётесь в группу! До свидания.
Воспитатель: До свидания, Африка, до свидания тигренок!
Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и в группе! Ребята, расскажите, куда мы с вами ходили?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поставить эти значки на лесенку: если вам все понравилось – поставьте значок на верх лесенки. Если у вас были какие-то трудности – то на лесенку пониже.
Дети расставляют значки, воспитатель уточняет у детей, все ли им понравилось, что было для них трудно.
Воспитатель: Про сундучок то волшебный забыли? Что же там может быть?
Ответы детей.
Воспитатель раздаёт детям сюрпризы.