Светлана Волкова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «День пельменя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию в средней группе
на тему «День пельменя»
Составитель: Волкова Светлана Евгеньевна,
воспитатель
г. Глазов, 2022 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
ФИО педагога: Волкова Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „День пельменя“» размещена в разделах
Полное название ДОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 53
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: День пельменя
Программа: «Мир открытий» Л. Г. Петерсон, В. И. Логинова
Характеристика группы : 4-5 лет
Количество детей: 14 детей.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка», беседа с детьми «Любимые блюда в нашей семье», беседа о праздниках.
Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «День пельменя», материалы для лепки пельменей (пластилин, доски, скалки, стеки, технологическая карта лепки пельменей, письмо от Умки.
Цель непосредственно образовательной деятельности (в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО) :
- знакомство с удмуртским праздником «День пельменя», расширение представлений детей о пельменях.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить пользоваться скалкой.
2. Закреплять приемы работы с пластилином: оттягивание и защипывание края, скатывание куска пластилина в небольшой шар.
3. Расширять представления детей о праздниках.
4. Научить лепить удмуртское национальное блюдо – пельмени.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать аккуратно, дружно.
2. Воспитывать любовь к традициям и праздникам своего народа.
Развивающие :
1. Развивать у детей интерес к народным традициям,
2. Развивать у детей навык выполнять деятельность по предложенному алгоритму.
3. Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог приглашает детей в группу. Дети полукругом рассаживаются на ковре.
2. Проблемная ситуация (мотивация, постановка и принятие детьми цели)
- Ребята, сегодня я получила письмо от медвежонка по имени Умка. Он очень хочет с нами познакомиться, узнать о наших праздниках. Больше всего ему хотелось бы узнать о том, что такое удмуртские пельмени, ведь он слышал, что они очень вкусные!
- А вы любите есть пельмени? (Да) Как делают пельмени? (ответы, предположения детей)
Дети затрудняются дать подробное описание лепки пельменей.
3. Проектирование решения проблемной ситуации.
- Сейчас мы с вами узнаем о том, какие бывают пельмени, как их делают, и научимся их лепить сами, а так же познакомимся с праздником Пельменя. Ещё снимем видео про пельмени и отправим Умке. Хотите узнать о празднике и научиться делать пельмени? (Да) А Умку научим? (Да)
4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
Просмотр презентации «День пельменя»
Слайд 1 Давным-давно появилась идея что-либо сварить в тесте. Придумали пельмени в Удмуртии. Переводится пельмень с удмуртского языка как «хлебное ухо» («пель» - ухо, «нянь» - хлеб) Если присмотреться, пельмени и правда напоминают наши ушки.
Слайд 2 Тесто для пельменей готовят из яиц, муки, соли и воды.
Слайд 3 Начинки (мясной фарш, грибы, картофель, творог и другое)
Слайд 4 Алгоритм лепки пельменей.
Слайд 5 Варианты подачи блюда.
Слайд 6 Пельмени в Удмуртии не просто еда, а по-настоящему культовое блюдо. Люди полюбили их за простоту приготовления и отличный вкус. В городе Ижевск даже установлен памятник пельменю.
Слайд 7 Гостей встречают пельменями с сюрпризом (монетка – к богатству, тесто – на счастье, соль-к ссорам, нитка – к путешествию и другое)
Слайд 8, 9 Люди так полюбили есть пельмени, что даже придумали праздник, который назвали «День пельменя». Каждый год он отмечается в феврале, в последний месяц зимы. (фото с празднования в Ижевске).
По желанию детей педагог проводит динамическую паузу.
Мишка
Топай, мишка
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись.
5. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Дети садятся за столы.
Перед началом лепки воспитатель проводит пальчиковую игру
«Пельмени» :
В день весёлый в воскресенье для друзей леплю пельмени.
Я три горсточки муки сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой,
Всё с яйцом я перетру, тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки. Делаю я колобочки.
Скалкой их я раскатаю и в кружочки превращаю.
Мясорубку прокручу, фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку, на кружок кладу я горку,
Я края соединяю, пальчиками их сжимаю.
Покажу своё уменье – вылеплю я сто пельменей!
Соли горсточку возьму я, и пельмени в кипяток
Прыгнут за дружком дружок!
Я тарелки расставляю. На пельмени приглашаю!
(Движения делаются в соответствии с текстом)
Педагог сначала показывает способ лепки пельменей на технологической карте, затем показывает готовый пельмень, обсуждает с детьми порядок выполнения работы, этапы лепки. Дети выполняют пошагово вместе с воспитателем.
Этапы лепки:
1. Скатать из куска пластилина колбаску, разделить её при помощи стеки на 2 неравные части.
2. Из большого куска скатать шар, а затем раскатать его в лепёшку при помощи скалки.
3. Из маленького куска скатать шар – это «фарш».
4. В лепёшки положить «фарш» и залепить края.
Педагог оказывает помощь при затруднении в процессе изготовления пельменей. По завершению работы все пельмени кладутся на красивый поднос. Процесс лепки помощник воспитателя снимает на видео.
6. Подведение итогов
Педагог собирает детей вокруг себя на ковре.
- Ребятки, все вы сегодня очень постарались и у вас получились замечательные пельмени! Вам понравилось? (Да)
- Ребята, что мы с вами сегодня научились делать? (лепить пельмени)
- Кого ещё мы с вами научили их лепить? (медвежонка Умку)
- Где придумали пельмени? (в Удмуртии)
- Как называется праздник, посвященный пельменям? («День пельменя»)
- Что люди делают на празднике? (ответы детей)
- В какое время года отмечается этот праздник? (зимой)
- А сейчас мне пора отправить наше видео медвежонку Умке на Северный полюс. (Отправляет)
- Ребятки, наши с вами пельмени мы отнесем на выставку, чтобы ваши родители тоже могли полюбоваться ими. Дети помогают воспитателю.
Занятие заканчивается, дети выходят в раздевалку.