Екатерина Дранникова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Чудесная поездка в страну Здравуряндию»
Тема: «Чудесная поездка в страну Здравуряндия»
Образовательные задачи:
• расширять представление детей о предметах быта, связанных с культурно – гигиеническими привычками;
• способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым, формировать знания о полезном воздействии физкультуры и спорта в укреплении здоровья;
• развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Чудесная поездка в страну Здравуряндию“» размещена в разделах
• активизировать мыслительный процесс, развивать любознательность, пытливость, стремление к изучению чего-то нового, обогащение при этом речи ребенка новыми словами, выражениями;
• развивать мелкую моторику с помощью массажных мячиков;
• создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помочь найти ответы на свои вопросы;
• развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях;
• воспитывать доброжелательное отношение и сочувствие к окружающим.
Оборудование: дерево, на котором расположены предметы гигиены, волшебная шкатулка, в котором находятся картинки (мыло, открытая форточка, дети занимаются физкультурой, массажные мячики для каждого ребенка, воздушные шары, с записками внутри, картинки, красный и зеленый флажки.
Логическая основа образовательной ситуации
Образовательная цель- дать малышам комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно;
Новое знание - формировать представления детей о главных средствах борьбы с микробами,
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать - актуализировать знания детей о предметах личной гигиены, расширять кругозор и обогащать словарный запас.
Причина затруднения - дети не знают, как называется дерево. Не знают средства борьбы с микробами.
Цель деятельности детей по преодолению затруднения -нужно придумать название необычного дерева; назвать средства, которые помогут девочке выздороветь, избавит ее от микробов
Ход методической ситуации:
I. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Подойдите, пожалуйста, ко мне. Я хочу вам рассказать что – то интересное. Хотите?
- Утром, когда я шла в детский сад, ко мне на воротник упал листочек – красивый, необычный. А на листочке было написано «Что такое здравствуй»?
А вы знаете, что означает слово «здравствуй»? Хотите узнать?
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!-улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
- Ребята, я знаю, что это слово живет в чудесной стране Здравуряндия. В этой стране живут секреты здоровья. Вы хотите узнать секреты здоровья?
- На чем мы можем отправиться в путешествие?
(Дети высказывают свои варианты – пешком, на поезде, на корабле, на автобусе, на самолете)
- Дети, а я хочу вам предложить путешествие на воздушном шарике. Хотите?
Игра на дыхание «Шарик» (имитация)
- Возьмите в руки воздушный шарик, и давайте его надуем.
Дети имитируют, глубокий вдох – выдох. Разводят руки, показывая, что шарик надувается.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
- Прекрасно шарики надули, завяжите. А теперь возьмите за веревочку крепко- крепко. Все готовы к полету? Покружились, покружились, взлетаем!
Летим! Летим! Летим! Вот и чудесная страна! Закрываем глазки, чтобы во время приземления ничего не попало в глазки. (В это время воспитатель выставляет дерево, на котором висят зубные щетки, зубная паста, расчески, зеркальце, полотенце, мыло) .
Приземляемся!
II. Актуализация знаний
Дети подходят к дереву, рассматривают.
- Какое необычное дерево растет в стране Здравуряндия!
-Вы встречали такие деревья?
- Скажите, а как называются предметы, которые на нем растут?
- Для чего нужны эти предметы?
Дети рассказывают о каждом предмете, как называется, что им делают
3. Затруднения в ситуации
Дидактические задачи:
закреплять умение видеть и принимать проблемную ситуацию.
-Молодцы! Дети, как называется это дерево? (Возникает затруднение, дети не знают, как называется дерево) .
Воспитатель подводит детей к тому, что нужно самим придумать название необычного дерева. Дети предлагают варианты названия дерева.
- Посмотрите, на дереве записка. Хотите узнать, о чем там написано?
«Жил – был один мальчик. Он не любил умываться. Поэтому лицо и руки у него всегда были грязные. А там где грязь всегда появляются микробы. Однажды они попали в рот мальчика и, и она заболела. Помогите мальчику выздороветь, назовите средства, которые помогут мальчику выздороветь, избавит его от микробов».
- Поможете? А сможете?
- Если мы чего- то, не знаем, что для этого нужно сделать? (спросить у того кто знает) .
IV. Открытие нового знания
Цель: формировать представления детей о главных средствах борьбы с микробами
- Мы с вами находимся в чудесной стране Здравуряндия, значит, здесь мы можем найти секреты здоровья, которые помогут мальчику.
- Давайте продолжим путешествие по стране Здравуряндия и попробуем найти ответы на наши вопросы. Закрываем глазки, покружимся.
В это время воспитатель выставляет волшебную шкатулку, в котором находятся картинки (мыло, открытая форточка, дети занимаются физкультурой, массажные мячики для каждого ребенка.
Воспитатель:
Шкатулка - это штукалка
Для всяких разных штук.
Она побольше коробка,
Но меньше, чем сундук.
Шкатулка - это штукалка
Для всяких разынх штук.
И если потрясти ее,
Услышишь: тук-тук-тук.
Сначала дети рассматривают картинки, высказывают свои мнения.
- Чтобы избавиться от микробов, необходимо как можно чаще мыть руки с мылом и проветривать помещение в детском саду и дома. Но есть еще одно средство, которое помогает быть здоровым. Это физические упражнения. Их лучше выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.
Волшебная шкатулка приготовила для нас сюрприз, волшебные мячики, поиграем?
Игра с массажным мячиком
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.
С волшебными мячиками подружились, а теперь отправляемся дальше.
Смотрите, впереди чудесная «Дорожка здоровья»
Мальчики и девочки
Пойдемте по дорожке
Массажная, ребристая
Укрепляет ножки
Крепкие и сильные
Будут наши ножки.
Если будем мы шагать
По такой дорожке.
V. Включение нового знания в систему знаний и умений
- Дорожка нас привела на чудесную полянку, давайте закроем глаза крепко - крепко и помечтаем немножко (дети закрывают глаза, воспитатель вносит воздушные шары, а внутри их спрятаны «Секреты здоровья»).
Игра «Секреты здоровья»
Открывайте, дети глазки.
Мы попали с вами в сказку.
Море шариков вокруг,
Там секреты в них живут.
- А как же нам достать секреты из шаров?
(Варианты ответов детей - спустить воздух, лопнуть)
Воспитатель предлагает детям лопнуть шары и читает, то, что там написано:
-умывайтесь по утрам, после сна, мойте руки, лицо, шею и уши;
-мойте руки и ноги перед сном каждый день;
-обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с животными и после посещения туалета;
-проветривайте комнату;
- не реже одного раза в неделю принимайте ванну;
- каждый день делайте зарядку, занимайтесь физкультурой;
- гуляйте на свежем воздухе
- смейтесь веселей, будете здоровей;
- правильно питайтесь, ешьте овощи и фрукты.
Игра «Все наоборот»
Воспитатель зачитывает действия и показывает картинки, а дети поднимают флажки. Красный флажок означает неправильное действие, а зеленый цвет флажка означает правильное действие.
1. Зубной щеткой расчесывают волосы?
2. Носовым платком вытирают руки?
3. Шампунем для волос моют пол? и т. д.
(вопросы – действия чередуются с картинками — действиями) .
VI. Осмысление
Молодцы! Нам удалось узнать секреты Здравуряндии? Где мы с вами побывали? Что нам помогало в путешествии? Что нового узнали?