Потапова Ольга
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Народные приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Образовательная область:
- познавательное развитие;
- развитие речи;
- социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Народные приметы».
Возраст: подготовительная группа.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Народные приметы“» размещена в разделах
Цель: ознакомление детей с народными приметами, прививать любовь к окружающему миру и природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с особенностями природы, с народными приметами, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;
- познакомить детей с народными приметами, связанными с жизнью человека.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность;
- развивать умение вести наблюдение за растениями и животными;
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы;
- воспитание потребности заботливого отношения к живым существам.
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок. Чтение литературных произведений (загадки, стихи, заклички, сказки «Медведь и солнце», «Камень, ручей, сосулька и солнце», рассказы о птицах и животных).
Предполагаемые результаты: в результате проведения занятия у детей закрепятся знания об особенностях народных примет в животном мире и связанные с жизнью человека. Продолжат развиваться познавательный интерес к миру природы, внимание, память, мышление, наблюдательность, умение вести наблюдение за растениями и животными. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы, потребности заботливого отношения к живым существам.
Материал и оборудование: мультфильм «Три богатыря – народные приметы», изображение примет про погоду и связанные с жизнью человека, карточки с приметами для дидактической игры «Приметы».
Ход занятия:
Организационно-мотивационная часть:
В: Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам посмотреть мультик. Смотрите внимательно после я задам вопросы:
Просмотр мультфильма «Три богатыря – народные приметы»
В: ребята вы догадались о чём мы свами будем разговаривать?
В: а какие приметы вы запомнили?
В: ребята как вы думаете, что могут предсказывать приметы?
Д: погоду.
В: молодцы! Но я где-то прочитала что приметы предсказывают не только погоду. Это нам с вами и предстоит узнать на нашем занятии.
Основная часть:
В: Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо. Приметы возникли очень давно, когда человек работал примитивными орудиями труда. Человек был бессильным по отношению к природе, не понимал и боялся её явлений (гром, молния и т. д., поэтому верил в свои догадки. Им очень хотелось разгадать эти загадки природы.
В: Люди стали присматриваться и запоминать смену природных явлений. Например, они заметили, что в прошлом году ветер дул с той стороны, с которой вечером садится солнце, а в этом году – с которой восходит солнце. Восточный ветер плохой, он сушит землю, а западный ветер приносит дождь. Так появилась примета.
В: Послушайте внимательно стихотворение:
Народные приметы в саду мы изучаем,
Чтоб запомнить лучше их, рифмы сочиняем.
Если спрятался паук с краю в паутине,
Значит дождик днем пойдет, ближе к середине.
Если рыба из воды начинает прыгать,
Скоро дождь пойдет, пора…вам домой уж двигать.
Если по лесу бродил, муравейник встретил,
Но муравьишек ты на нем вовсе не приметил,
Все ходы они закрыли, скоро дождик будет лить,
Вы бы тоже поспешили, ноги чтоб не промочить.
Если мухи зажужжали прямо с самого утра,
Тучи знать не набежали, будет день весь на УРА!
Если гром гремит не в мае, а представьте, в сентябре,
Значит осень еще долго нас побалует в тепле.
Если радуга красива, необычно высока,
Скоро, знать, похолодает, еще ждите ветерка.
Если вечером зимой вороны заметаются,
Значит к ночи того дня метель приближается.
Если видишь ты зимой много ярких звезд
Или дым с трубы столбом, значит жди мороз!
Нам приметы надо знать и на деле проверять,
Ведь, они не подведут и на выручку придут.
В: ребята скажите про какие приметы говорится в стихотворении?
В: ребята расскажите какие вы знаете приметы про погоду?
Воспитатель показывает изображения погоды по данным приметам.
- Ласточки низко летают – к дождю;
- Красный закат – летом к ветреной погоде, зимой – к морозу;
- Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю;
- Перед дождем кошка прячет лапой нос, перед похолоданием – сворачивается клубочком, вытягивается на спинке – к теплу;
- Воробьи купаются в пыли – к дождю;
- Сильная роса на траве – дождя не будет;
- Солнце село в облаках – жди дождя;
Физкультминутка «Будем прыгать и скакать!».
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно зашагали. (Шагаем на месте)
В: Кроме примет про погоду есть и другие приметы. Признайтесь: завидев черного кота, перебегающего вам дорогу, не поворачиваете ли вы обратно? А что вы делаете в таком случае? А что же означает эта примета?
В: ребята видите эта примета связана с жизнью человека, а с погодой. Ребята, а вы знаете другие приметы, связанные с жизнью человека?
Воспитатель показывает изображения по данным приметам.
- Правая ладонь чешется к прибыли, левая — к убытку.
- Муха попала в питье или в еду— к подарку.
- Щеки чешутся или горят — к слезам.
- Кошка умывается на пороге — гостей зазывает.
- У кого ухо горит, про того говорят. Если правое ухо горит — говорят правду, если левое — ложь.
- Если человек икает, значит, кто-нибудь о нем вспоминает.
- Кукушка — вещая птица. Сколько раз она прокукует, столько лет и будешь жить на свете.
В: Молодцы ребята! Я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Приметы».
Воспитатель делит детей на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением примет о погоде и о жизни человека. Дети должны правильно разложить карточки что относится к приметам о погоде, а что связано с жизнью человека.
Заключительная часть:
В: молодцы ребята! Расскажите, что же у нас могут означать приметы?
Рефлексия:
В: А какие приметы про погоду вы запомнили?
В: А какие вы запомнили приметы, связанные с жизнью человека?
В: Что вы сегодня нового узнали?
В: Что вам понравилось больше всего?
В: Были ли у вас трудности?
Итог: я предлагаю вам на выходных понаблюдать за погодой, за животными и потом нам рассказать какие вы приметы увидели и запомнили. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!