Елена Разыграева
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красногородский детский сад» Колосок»
Открытое занятие
по познавательному развитию
Подготовила
воспитатель высшей
квалификационной категории
Разыграева
Елена Викторовна
Красногородск 2023
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: установление причины перелета птиц осенью.
Задачи:
1) Образовательные:
- уточнять знания детей о том, какие птицы являются перелетными и неперелетными;
- определить, чем питаются птицы;
- дать понятие конкуренция, инстинкт.
2) Развивающие :
- развивать логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
3) Воспитательные:
- прививать навыки бережного отношения ко всему живому;
- вырабатывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ, наглядный (просмотр презентации, практический (выполнения задания, игровой (дидактическая игра, объяснительно-иллюстративный частично-поисковый (проблемная ситуация, сравнение, анализ, взаимоконтроль.
Ожидаемый результат: дети свободно называют и узнают нескольких перелетных и неперелетных птиц, указывают причины перелета птиц осенью.
Материалы и оборудование: презентация о перелетных и неперелетных птицах, раздаточный материал для дидактической игры, настенная карта «Животные и растения планеты», карточки с изображением птиц, предметные картинки (дом, пальма, простые карандаши.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание сюжетных предметных картинок с изображением птиц.
Ход занятия
I Вводно-организационный этап
1. Вступительная беседа
В: Замечательная погода сегодня, тепло, хочется купаться, загорать. А на юге в теплых странах еще жарче. Там уже много зелени, цветов, созревают плоды. Туристы и отдыхающие едут в жаркие страны, чтобы провести отпуск. Хотели бы вы побывать в жарких странах? Как вы думаете, где лучше жить: на юге, на севере или в средней полосе, там, где мы?
2. Проблемная ситуация
В: Интересно, а почему некоторые птицы улетают на юг, когда у нас наступают холода? Как называют таких птиц?
Ученые выяснили, что у птиц есть плотный слой пуха под перьями, который хорошо держит тепло и не дает замерзнуть. Значит, холода птицам не страшны! Зачем же улетать? Хотите выяснить причину, почему птицы улетают?
II Основной этап
1. Просмотр презентации
В: Попробуем разобраться с этим непростым вопросом, а поможет нам сюжет и наши умные головы.
Есть птицы, которые всегда живут в нашей местности и никуда не улетают: воробей, голубь, синица, ворона, сорока.
Есть и в жарких странах птицы, которые никуда не перелетают : ткачик, павлин, фламинго, щурка, марабу, нектарница.
Есть птицы, которые в теплое время года живут у нас, а в холодное – улетают на юг, в теплые страны: лебедь, утка, гусь, аист, журавль, ласточка, скворец, грач, трясогузка.
Вы обратили внимание, что делали почти все птицы в сюжете? Чем питались? Что происходит с насекомыми, грызунами, и растениями зимой? Почему же птицы улетают на юг? А тех птиц, которые остались зимовать, необходимо оберегать. Как можно это сделать? (кормушки, скворечники)
А зачем же птицам возвращаться снова к нам?
2. Рассказ воспитателя
Дело в том, что у большинства птиц летом выводятся птенцы, которым нужно много пищи для роста. Возникает большая конкуренция (соперничество, спор, борьба) за пищу. Если наши птицы останутся на юге, то всем птенцам не хватит пищи, и птицы могут погибнуть. В это время и у нас летом много насекомых, семян, лягушек. Поэтому перелетные птицы спешат вернуть на родину. К тому же птиц тянет инстинкт – сильное желание вернуться домой, туда, где они родились сами, где выведут своих птенцов.
3. Физкультминутка
Скачет шустрая синица.
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Причесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
4. Дидактическая игра «Чем питаются птицы»
В: Рассмотрите внимательно карточку, подумайте и соотнесите птицу и ее любимый корм. Когда закончите, внимательно проверь себя. Обменяйтесь заданиями и проверьте, как справился ваш друг.
5. Дидактическая игра «Перелетные и неперелетные»
В: Разместим на зиму всех птиц по своим местам. Перелетные птицы попадают в жаркие страны, неперелетные остаются у нас.
III Завершающий этап
1. Подведение итогов
В: Можем ли мы теперь четко сказать, почему перелетные птицы зимой улетают на юг? Какие новые слова вы узнали и запомнили?
2. Рефлексия
В: Что вам было интересно? Что удивило? Что было трудным?
Родной куст и зайцу дорог.
Всякому мила своя сторона.
За морем теплее, а у нас светлее.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.