Дарья Ивлиева
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Перелетные птицы» (средняя группа)
Конспект НОД по Познавательному развитию.
Теме: «Перелетные птицы»
(средняя группа)
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Ивлиева Д. С.
Средняя группа №1
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Перелетные птицы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Цель: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Задачи:
Образовательная:
- активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов по теме «Перелетные птицы».
- упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Развивающая :
- развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательная:
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
- закладывать основы экологического воспитания.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: иллюстрации перелетных птиц, мнемоквадраты и мнемотаблицы по теме, раздаточный материал для дидактических игр, презентация.
Предварительная работа:
- беседа о птицах;
- рассматривание иллюстраций;
- работа с мнемотаблицами;
- чтение рассказов, сказок, загадок о птицах;
- пальчиковые игры «Птичий рынок», «У кормушки»;
- подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»;
- дидактические игры: «Чья тень», «Кто лишний».
Ход НОД:
1. Осень! Роща золотая!
Золотая, синяя,
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
Навсегда прощаются.
(А. Пришелец)
(иллюстрации осени)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? ( Дети: Об осени)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).
(рассматривают мнемоквадраты с признаками осени)
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
(Перелетные и зимующие).
Давайте рассмотрим перелетных птиц - кукушку, ласточку, грача, скворца.
Беседа о птицах
Кто это? (- это перелетные птицы - кукушка, ласточка, грач, скворец)
- Чем отличаются птицы от других животных? (Дети отвечают опираясь на модели схемы)
- Почему их называют перелетными птицами? (улетает зимовать в теплые края)
- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)
Проводится физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели. И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – плюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Дыхательное упражнение «Легкие перышки»
Дети подходят к экрану.
Воспитатель: предлагаю вам ребята поиграть в игру.
Интерактивная игра «Чья тень»
Интерактивная игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним стихотворение про перелетных птиц. И расскажем его с помощью мнемотаблицы.
Рефлексия : Воспитатель: молодцы ребята! Скажите о каких птицах мы с вами говорили?
Дети: …
Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?
Дети: …
Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?
Дети: …
Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали.