Ерошкина Наталья Евгеньевна
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая».
Образовательные задачи:
- систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха;
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- развивать умение делать выводы и умозаключения;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
- развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха;
- формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и
природе.
Методы и приемы:
1. Практические (эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (рассматривание материала)
3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы)
Предварительная работа:
рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Материалы: схемы, бумажная салфетка, книга, 2 тазика с водой, кораблики, сделанные из бумаги, веера по количеству детей, полоски цветного картона прямоугольной формы, шары круглой формы, вырезанные из бумаги, пустые пластиковые стаканы по кол-ву детей, трубочки.
Ход НОД:
- Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, мы – дети).
Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? Как вы думаете? (Воздух).
Сегодня мы с вами поговорим о таком природном явлении как воздух.
А что такое воздух? Это то, чем мы с вами дышим. Без воздуха мы не сможем жить. А кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, деревья, цветы – живая природа).
-А вы видите воздух? (нет). Я тоже его не вижу. Но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
А почему мы его не видим? Посмотрите на лист бумаги. Он непрозрачный. Через него мы не видим окружающие предметы (подойти к каждому ребенку, а через воздух видно, так как через него мы видим окружающие предметы.
«С нами рядом каждый час, но невидим он для нас»
ВОЗДУХ НЕВИДИМЫЙ (повтор 1-2 чел, потом хором)
Это свойство обозначим схемой – зачеркнутый глаз.
- Мы с вами сказали, что воздух невидимый. А хотите воздух увидеть? Сейчас будет фокус (педагог кладет салфетку на край стола и взмахом книги приводит ее в движение).
Почему слетела салфетка? (между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение).
Хотите почувствовать как движется воздух? (детям раздают веера из бумаги, наблюдаем движение воздуха)
Что вы чувствуете? (Ветер). Ветер – это и есть движение воздуха.
Игра «Ветер дует»
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише (приседают,
Деревце все выше, выше (встают).
Эксперимент с корабликами
-Представьте, что это море. Давайте сделаем ветер, чтобы наши кораблики поплыли, подуем на них. Что происходит? Они двигаются. С помощью ветра (воздуха) двигаются предметы.
- Ребята, воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. А мы можем сказать, какого цвета воздух? Нет, он БЕСЦВЕТНЫЙ (повтор 1-2 детьми, затем все). Это свойство обозначим схемой - перечеркнутые кляксы.
- А как вы вдыхаете воздух? (носом) .
Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа, ладошкам становится тепло от нашего дыхания).
Положите ладони на грудь и почувствуйте как происходит дыхание.
вдох – вдыхаем хороший воздух (кислород,
выдох – выдыхаем плохой (углекислый газ).
Человек дышит всю жизнь, воздух необходим ему для жизни каждую секунду.
Давайте проверим, как долго мы можем не дышать.
Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что вы почувствовали? (некомфортно, долго не дышать невозможно). Воздух не попал в наш организм и мы не могли дышать.
Вывод – воздух жизненно необходим.
ФОРМА
- Теперь давайте определим имеет ли воздух форму. Подойдите, пожалуйста, к столу. Возьмите каждый полосочки цветного картона. Какой они формы? (прямоугольной).
Возьмите бумажные шарики. Какой они формы? (овальной).
А сейчас возьмите в руки воздух. Получилось? (нет).
У воздуха нет формы (повтор 1-2 чел, все). Это свойство обозначем схемой – перечеркнутые геометрические фигуры.
ВКУС, ЗАПАХ
- Определим есть ли у воздуха вкус. Попробуйте, какого вкуса воздух? И чем он пахнет?
БЕЗ ВКУСА. БЕЗ ЗАПАХА (повтор 1-2 чел, все). Схема – перечеркнутые рот, нос.
Сам воздух не имеет запаха, но может запах переносить. По запаху, перенесенному из кухни мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет (мандарин, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (Нет, так как нос был закрыт).
А теперь откройте носик, а глазки закройте. Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
«Он прозрачен, невидимка, легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас»
ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
- Посмотрите, что в стакане? (нет ничего). Сейчас мы это и проверим. Держу стакан прямо вниз дном и медленно опускаю в воду. Посмотрите внимательно, сейчас есть ли там что-нибудь? Стакан тяжело входит в воду. Что мешает опустить стакан? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Вывод: воздух легче воды.
- А теперь снова опустим стакан в воду, но теперь держать его будем не прямо, а чуть наклонив.
Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода).
А почему мы думали, что стакан пустой? (потому что воздух не видим, он прозрачный).
- Проведем еще один эксперимент.
Перед вами стоят стаканчики с водой с трубочками. Подуйте в нее. Что происходит с водой? (выходят пузырьки). Как же они там оказались, в стакане была же только вода? (это воздух). Верно, это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков.
Воздух легче воды (повтор 1-2 чел, все). Он всегда поднимается на поверхность. С помощью трубочки и емкости мы увидели воздух.
- А теперь, ребята, приложите пальчик к горлу и давайте по очереди скажем свое имя.
Что вы чувствуете? (дрожание). Звук зарождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим др. др. благодаря воздуху.
Окончание НОД, подведение итогов
Игра «Правильно – неправильно»
- А теперь, ребята, давайте вспомним все то, что мы узнали о воздухе. Возьмите, пожалуйста, по 2 кружочка – красного и зеленого цвета. Я вам буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружочки.
Если со мной согласны – зеленый, а если нет – красный. Будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон (да) - Воздухом дышат люди и животные (да)
- Человек может жить без воздуха (нет) - Воздух тяжелее воды (нет)
- Воздух можно услышать (да) - Воздух голубого цвета (нет)
- Воздух имеет вкус (нет)- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (да)
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да)
А сейчас нам пора на прогулку, дышать свежим воздухом.
На этот наше занятие окончено.