Ирина Попкова
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для закрепления математических знаний.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Веселая математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
1). Уточнить представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Тренировать умение видеть различные геометрические фигуры в окружающих предметах.
2). Упражнять в ориентировке на листе бумаги; закреплять понятия: слева, справа, над, под. Развивать зрительное восприятие и внимание детей.
3). Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение соотносить цифру с числом, называть соседей числа.
4). Продолжать учить сравнивать числа используя знаки : больше, меньше, равно.
5).Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.
6).Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
7).Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1) Побуждать детей к самостоятельности в игре через эмоционально положительный отклик на игровое действие.
2) Развивать навыки активного взаимодействия друг с другом.
3) Формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
Образовательная область «Физическое развитие»
1) Развивать двигательную активность в разных формах организации детей.
2) Формировать положительные эмоции.
Методы и приемы:
-практические: показ геометрических фигур, на которые похожи предметы; раскладывание геометрических фигур на листе бумаги; игры с цифрами; работа с карточками сравнение чисел;
-наглядные:4 цветных конверта, геометрические фигуры и изображение домика на листе бумаги, карточки с изображением цифр от 1до 10,карточки с изображением математических знаков, демонстрация слайдов веселые задачки;
-словесные: вопросы, указания, объяснения, пояснения, чтение стихотворения
Материалы и оборудование : ноутбук, экран, диск с наглядным материалом, аудиозапись мелодии ; 4 цветных конверта : в первом – прямоугольник с грустным лицом, во втором – цифры от 1 до 10, в третьем – математические знаки (больше, меньше, равно, в четвертом (текст веселых задачек); карточки с изображением цифр от 1 до 10.
Раздаточный : плоскостные геометрические фигуры разного цвета (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, плоскостные изображения солнца, тучки, цветка, листы белой бумаги с изображением домика; карточки с изображением цифр, между которыми надо поставить математические знаки : больше, меньше, равно; простые карандаши.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент.
(Дети заходят, здороваются с гостями, встают в круг.)
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Ну что, можно начинать!
Сегодня в нашу группу пришло письмо от воспитанников старшей группы детского сада «Тополек». Ребята предлагают вам принять участие в математическом соревновании. Для этого они прислали задания в конвертах. Вы готовы их выполнить? Тогда начинаем нашу разминку!
Воспитатель :
Какое сейчас время года? (Зима)
Перечислите все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
Сейчас утро, день или вечер? (Утро)
Сегодня вторник, а завтра? (Среда)
Сколько дней в недели? (7)
Сколько пальцев на правой руке? (5)
Сколько углов у треугольника? (3)
Сколько глаз у светофора(3)
Сколько ушей у двух мышей(4)
Сколько хвостов у двух котов(2)
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы. Садитесь на места. Я предлагаю открыть красный конверт.
(Открывает конверт и показывает прямоугольник, у которого грустное лицо.)
Воспитатель: Ребята, что это? (Прямоугольник)
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение? (Грустное, невеселое)
Воспитатель: А почему он загрустил? (Потому, что он один, рядом нет его друзей.)
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник? (С кругом, квадратам, овалом, треугольником.)
Воспитатель: Давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают.
(Дидактическая игра «На какую фигуру похоже)
Воспитатель: Я вам буду называть предмет, а вы должны выложить перед собой ту фигуру, на которую этот предмет похож.
Тарелка, дверь, крыша дома, яйцо, платок.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их. (Круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат.)
Воспитатель: Сколько всего фигур( 5)
Воспитатель: Как можно назвать эти фигуры, одним словом? (Геометрические)
Воспитатель: Молодцы. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Сели правильно. Начинаем нашу гимнастику.
(Проводит гимнастику для глаз «Солнышко и тучки»)
Солнышко с тучками в прятки играло
Солнышко тучки – летучки считало (закрывают и открывают глаза).
Серые тучки (глазки вправо,
Черные тучки (глазки влево,
Легких - две тучки (глазки вверх,
Тяжелых - три тучки (глазки вниз).
Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глазки,
Солнце на небе вовсю засияло (дети широко открывают глаза и поднимают руки вверх).
Воспитатель: Отдохнули? У меня есть предложение, давайте заселим наших друзей в один дом, чтобы они больше не потерялись. Хорошо? У вас у каждого есть домики. Предлагаю:
- прямоугольник заселить в центр дома,
(Дети выполняют задание, сидя за столами.)
-овал под прямоугольником,
-круг над прямоугольником,
-треугольник справа от прямоугольника,
-квадрат слева от прямоугольника.
Воспитатель: Но, мне кажется, в нашу картину надо, что- то добавить. Давайте добавим в нее веселое настроение. Предлагаю:
- в правый верхний угол картины положить солнце,
- в левый верхний угол положить облачко,
- а в левый нижний угол положить цветок.
Воспитатель: Как вы думаете, настроение у нашего прямоугольника улучшилось? (Да)
Воспитатель: Как можно назвать этот дом? (Дом геометрических фигур,
дом радости, дом дружбы).
Воспитатель: А наш детский сад можно назвать домом дружбы? (Да)
Воспитатель: Почему? (Потому, что там много друзей и все дружат между собой).
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А вам интересно, что в других конвертах? (Да). Тогда открываем следующий конверт.
(Воспитатель открывает конверт, в нем цифры.)
Воспитатель: Что это? (Цифры)
Воспитатель: Вы знаете, что такое цифры? (Это знаки, которыми мы обозначаем числа). Давайте поиграем с цифрами. Игра называется
«По порядку становись».
(Дети выходят из- за столов. Воспитатель проводит дидактическую игру
«По порядку становись»)
Воспитатель: На столе лежат цифры. Как только заиграет музыка, вы берете любую цифру. По команде «По порядку становись», строитесь от 1 до10. Каждый из участников должен встать на свое место.
(Дети играют, выполняя правила.)
Воспитатель: Давайте попробуем посчитать вместе (1, 2, 3….)
Цифра 2 назови своих соседей? (3 и 4)
Цифра 5 назови своих соседей? (4 и 6)
Цифра 6 назови своих соседей? (5 и 7)
Цифра 7 назови своих соседей? (6 и 8)
Воспитатель: А следующая игра называется «Наоборот». Пока играет музыка, вы бежите по кругу. Как только музыка заканчивается, вы строитесь наоборот, от цифры 10 до 1.
(Дети играют, выполняя правила.)
Воспитатель: Давайте посчитаем. Повторим обратный счет (10, 9, 8)
Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием вы справились. Я предлагаю вам отдохнуть. Становитесь в круг. Вспомним нашу разминку.
Физминутка
В понедельник я купался (изображают плавание,
А во вторник – рисовал (изображают рисование).
В среду долго умывался (изображают умывание,
А в четверг в футбол играл (изображают игру в футбол).
В пятницу я прыгал, бегал (прыгают, кружатся на месте).
Очень долго танцевал (хлопают в ладоши).
А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал
(дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)
Воспитатель: Отдохнули? Проходите на свои места.
Давайте откроем желтый конверт. В этом конверте у нас какие-то знаки
(>,<,=) Что они обозначают? (больше, меньше, ровно). Нужно расставить правильно математические знаки, т. е. сравнить числа.
Утка клювик повернула
Там где больше вкусного,
А где меньше - отвернулась,
Ничего не скушала.
Возьмите карандаши, начинайте выполнять задание.
(Воспитатель раздает детям карточки, они самостоятельно выполняют задание. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.)
2…5 6…4 7….7 8….3 1….4
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
Остался последний конверт. В этом конверте у нас веселые задачки. Подходите к экрану.
(Дети подходят к экрану, смотрят, слушают задание.)
«Отрицание» (Слайд 1)
(На слайде изображение помидора, красного перца, репы, огурца, гороха.)
Зайцы на огороде поливали овощи не красного и не жёлтого цвета, но это были не огурцы. Что поливали зайцы (Горох.)
«Третий лишний» (Слайд 2)
(На слайде изображение медведя, ежа, белки. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор.)
(У медведя и белки шуба пушистая, а у ежа колючая. Белка и ёж - маленькие животные, а медведь - большое.)
«Сосчитай, сколько щенков спряталось за забором» (Слайд 3)
(На слайде изображение забора и нарисованных под ним лап. Дети определяют количество щенков.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Какое задание вам больше всего понравилось? А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.