Ольга Турилова
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Уроки безопасности»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково»
___
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми подготовительной к школе группы (6-7лет)
общеразвивающей направленности
на тему «Уроки безопасности»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы „Уроки безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формирование у детей основ безопасности в быту.
Психолого – педагогические задачи:
Обучающие
- Закрепить знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту, уточнить знания детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
- Обсудить опасные и безопасные ситуации, в которых может оказаться ребёнок; уточнить как правильно действовать в опасной ситуации.
- Установить соответствие между событиями в сказках с примерами современной жизни.
Развивающие
-Развивать познавательную активность детей, концентрацию внимания, образное и логическое мышление целостное восприятие. -Развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем.
Воспитательные
-Воспитывать стремление самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, ответственность за себя и других.
Интегрируемые образовательные области:
познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе НООД:
познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы.
Форма организации детей: фронтальная.
Форма организации обучения: непосредственно-организованная
образовательная деятельность.
Материал и оборудование: экран, ноутбук, проектор; презентация «Твоя безопасность дома», иллюстрации к сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом», «Спящая Красавица», «Бармалей», «Кот, лиса и петух». Таблички с номерами телефонов экстренных служб.
Планируемый результат:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
• знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Предварительная деятельность с воспитанниками:
• Рассматривание альбомов по безопасности, просмотр видеофильмов.
• Беседы по безопасности в быту, в детском саду и на улице.
• Дидактические игры «Азбука безопасности», «Опасно – не опасно», «Правила поведения в природе». Загадывание загадок.
• Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят»; «Маша и медведь»;
К. И. Чуковский «Айболит»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Кошкин дом»; О. Ушакова «Сказка о Зайке, который потерялся».
• Заучивание домашнего адреса, телефона, Ф. И О. родителей.
• Раскрашивание раскрасок «Правила безопасного поведения»
Методы и приё мы:
словесные: беседа с детьми, рассказ воспитателя, чтение стихов, ответы на вопросы;
наглядные: демонстрация презентации, иллюстраций к сказкам;
практические: дидактическая игра, физкультминутка.
Ход
1. Организационный момент
Воспитатель:
Есть правила на свете,
Должны их знать все дети.
Сейчас отправимся мы в путь,
В страну, где правила живут.
- Ребята, как вы думаете, в страну каких правил, мы сегодня отправимся?
( Дети: в страну Правил Безопасности).
Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах безопасности. А для чего нам нужно знать эти правила?
Дети: для того, чтобы сохранить здоровье и жизнь человека….
Воспитатель: Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
2. Основная часть.
Воспитатель: Безопасность – это защита от опасности. Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!», «Осторожность – мать безопасности!», «Осторожность не трусость. Не бойся, но опасайся!»
Чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и соблюдать правила безопасности дома и на улице.
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и очутимся с вами в одном интересном месте. Куда же мы с вами попали?
Звучит музыка и на экране презентация: «Твоя безопасность дома»
Дети: Мы попали в дом. (1 слайд).
Воспитатель: Правильно. А дома могут нас подстерегать опасности?
Дети: Да.
Воспитатель: Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами. (2 слайд).
Дома мы стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами – электроприборами, которые придумал человек. Перечислите некоторые из них (3 слайд).
Дети: холодильник, стиральная машина, телевизор, утюг, фен, компьютер, соковыжималка…. (4 слайд).
Воспитатель: Как работают эти электроприборы?
Дети: Электроприборы работают от электричества (5 слайд).
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о пользе электроэнергии, и знаем, что она может быть как полезной, так и опасной. Какую опасность может принести электроэнергия?
Дети: Может ударить током и даже убить человека.
Воспитатель: Обращаться с электричеством надо уметь! Однако, как и любая энергия, помимо созидания, электричество несет и определенные опасности. Итак, такими опасностями являются: короткое замыкание, перенапряжение, поражение человека электрическим током, пожар (6 слайд).
- Что ни в коем случае нельзя делать?
Дети:
- Нельзя пользоваться неисправными электроприборами (7 слайд).
- Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
- Нельзя вынимайте вилку из розетки, потянув ее за шнур.
- Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами (8 слайд). - Электричество не терпит соседства с водой.
- Нельзя вставляйте вилку в розетку мокрыми руками.
-Нельзя оставляйте без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы. Уходя из дома, надо выключить свет и электроприборы.
Воспитатель: Мы с вами пришли к выводу, что оставлять без присмотра электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар (9 слайд).
Воспитатель: Подумайте, и скажите, а что еще может является причиной пожара дома?
Дети: Причиной пожара могут являться спички, зажигалки. (11 слайд).
Воспитатель: Правильно. Никогда не балуйтесь дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди (12 слайд).
Игра «Доскажи словечко»
Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …. (водой).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу спички (отобрать).
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем).
Воспитатель: Если в доме начался пожар, как вы поступите?
(обсудить и подвести детей к умозаключению)
Вывод:
-Немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01.
-Дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу – внизу дыма меньше.
-Дышать надо в мокрую тряпочку.
- Когда приедут пожарные, обязательно слушайся их и не бойся – они лучше знают, как тебя спасти.
-Ну, а чтобы не случился пожар лучше вообще не трогать те предметы, которые могут вызвать пожар.
Воспитатель: Так по какому номеру нужно позвонить в случае возникновения пожара.
Телефон пожарной службы 01, а с сотового телефона 101.
(Табличка вешается на доску)
Итак, запомните:
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Позвони скорей туда
Если к вам пришла беда,
Если нету телефона –
Позови людей с балкона
Дидактическая игра: «Опасные предметы».
Перед детьми на магнитную доску выставляются картинки «Как избежать
неприятностей» (игровой дидактический материал по основе безопасности
жизнедеятельности). Воспитатель задаёт вопросы, дети, опираясь на
картинки, дают развёрнутые ответы.
1. Можно ли детям играть с острыми предметами: вилками, ножами,
ножницами?
2. Можно ли прикасаться руками к кастрюле, чайнику, если они находятся на
газовой плите.
3. Можно ли совать в нос, уши мелкие предметы – булавки, гайки, гвоздики.
4. Можно ли без разрешения взрослых брать молоток, плоскогубцы, рубанок
и другие предметы для работ по дому.
5. Можно ли шпильку, гвоздь, спицу совать в розетку?
6. Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг,
пылесос, телевизор, компьютер и другие электроприборы)
Физкультминутка:
Вот какой большой огонь! (поднять руки вверх)
Только ты его не тронь (махать руками)
От него ты убеги (топать ногами)
Взрослых ты скорей зови (махать руками)
Если маленький огонек (присели)
Высыпь на него песок (перебирают пальчиками)
Воспитатель: Опасности ждут нас на каждом шагу. ( 13слайд: картинки: иголка, подушка, молоток, нож, вилка, кружка, лекарства, моющие средства, ножницы, окно, газовая плита….). Давайте, попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными и почему?
(Высказывания и объяснения детей об опасных предметах в доме).
Воспитатель: Есть предметы, которыми категорически нельзя пользоваться без взрослых (пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки). Но есть еще предметы, которыми нужно пользоваться с большой осторожностью (нож, вилка, игла, ножницы) А самое главное для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим правила безопасности :
1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
3. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
4. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов.
5. Отравиться можно лекарствами, химическими препаратами, но можно еще отравиться и невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила.
- Срочно скажи об этом взрослым.
- Надо сразу же открыть окна и двери.
- Закрыть кран на плите.
- Позвонить по телефону «04» или 104 (Табличка вешается на доску)
- Ни в коем случае не включать свет и не зажигать спичку.
Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз, да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните «04».
- Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность. Это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.
Человек – не птица,
Удобнее по лестнице спуститься.
Без парашюта с высоты
Прыгают только коты.
- Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами и не случится никакой беды.
Воспитатель: А кто из вас любит сказки? (Ответы детей). А за что вы любите сказки?
Дети: сказки очень интересные, волшебные, в них происходят чудеса, которых нет в жизни, в них много приключений….
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?
- Сказки учит нас добру, учат быть внимательными и осторожными дома и на улице, говорят о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни.
Воспитатель: Давайте подумаем, какие правила безопасности нарушили герои этих сказок (выставляются иллюстрации к сказкам).
- Вспомним, сказку «Волк и семеро козлят», что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам?
Дети: Волк выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.
Воспитатель: Верно, он очень умело притворился близким и родным и добился осуществления своего злого замысла.
- Всем известна сказка «Кот, лиса и петух».
Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого. Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»
Вывод: Нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми. Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду.
- В сказке «Бармалей» Корнея Чуковского - главные герои Таня и Ваня не послушались родителей, и пошли гулять в опасное место, а там их ждали разные опасности.
Воспитатель: Родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям никуда нельзя уходить без разрешения родителей. Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки…
Чему нас учит сказка «Спящая Красавица» Шарля Перро?
Дети: учит нас быть осторожными с колющимися и режущими предметами. Принцесса не послушалась запрета короля, укололась веретеном и уснула вечным сном.
Воспитатель: А сказка «Кошкин дом» Самуила Маршака?
Дети: учит нас обращению с огнём, нельзя оставлять огонь без присмотра, быть невнимательным.
Воспитатель: Спички детям не игрушка. Нельзя оставлять огонь, горящие свечи, газ, электрические приборы, камин, включенный телевизор без присмотра.
Вывод: Сказки учат нас тому, что нельзя никогда разговаривать с незнакомыми людьми, ходить с ними, рассказывать свой домашний адрес и телефон. Не гулять одним в незнакомых местах. Слушаться родителей.
Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, ситуации, но и опасные люди. Мы живем в огромном многоликом мире людей, хорошо знаем своих друзей, знакомых по соседней улице, соседей. Но мы не можем знать всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые, умные, которые никому не делают зла. А есть люди, которые грабят квартиры, убивают людей, воруют детей. Как называют таких людей?
Дети: Преступники.
Воспитатель: Правильно, преступники, поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными. Если вы дома одни, запомните следующие правила безопасности.
Правило 1: Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек. Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже полицейский, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Часто преступники, чтобы их не узнали, меняют свой внешний облик и голос, опасно впускать в дом незнакомых людей.
Правило 2:Не вступай в телефонный разговор с незнакомым человеком, не говори, что родители на работе. Не отвечая на вопросы, положи трубку. О любом звонке сообщи родителям.
Воспитатель: В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. Какие?
Дети: Полиция. Скорая помощь. Пожарные. Газовая служба.
Воспитатель: По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?
Обобщают, что в экстренных случаях надо звонить по телефонам: 01(101); 02(102); 03(103);04(104).
Воспитатель: Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели. В службу спасения можно позвонить в любых сложных ситуациях по номеру 112.
Воспитатель: Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем вам здоровья и надеюсь, что вы всегда будите соблюдать правила безопасности. Помните о всех правилах поведения, которые мы сегодня вспомнили.
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла.
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
Итог занятия. Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие по стране правил безопасности.
- Какие правила безопасности повторили
- Какие опасности нас могут подстерегать?
Ребенок:
Правил много есть на свете,
Их запомнить должны дети!
В спички больше не играть!
Дверь чужим не открывать!
Осторожность в гололед
От ушибов сбережет!
Для чего в саду забор,
На дороге светофор?
И, чтобы не было беды
Не шалите у воды!
Не бери без спросу нож!
И запомни, где живешь!
Про пожар, что нужно знать
И кого на помощь звать!
Ноль один, ноль два, ноль три
Ты запомни, и звони!