Ольга Климентьева
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми первой младшей группы 2–3 лет «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Как дикие животные готовятся к зиме"
Цель: Формировать представление о том, как люди и дикие животные приспосабливаются к изменениям природных условий.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми первой младшей группы 2–3 лет „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
2. Расширять представления о жизни диких животных в лесу (белке, зайце, медведе, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, их жилища.
3. Узнавать и называть животных и их детенышей, имитировать их движения.
Развивающие:
1. Развивать речевые способности (учить формулировать свои впечатления).
2. Развивать умение анализировать, наблюдать, сравнивать.
3. Развивать мышление, слуховое внимание детей, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе и животным.
3. Воспитывать интерес к жизни диких животных их местам обитания, эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: Беседа с детьми о зимних изменениях в природе, о животных. Рассматривание альбома «Дикие животные». Дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Домашние и дикие животные», «Оденемся на прогулку». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных: сказки «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Зимовье зверей».
Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка - дупло, медведь - берлога.
Материалы и оборудование: Иллюстрации «Осень в лесу», панно «Лес поздней осенью», картинки с изображением зайца в белой и серой шубке, медведя в берлоге, белки рыжей и серой, изображения жилищ животных (дупло, кустик, берлога). Дидактическая игра «Кто, где живёт?» (учить соотносить животное с его жилищем). Звукозапись «Осень в лесу».
Ход и руководство
(Дети проходят в группу, здороваются с гостями и присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем с нашими пальчиками.
(С детьми проводится пальчиковая гимнастика «Прогулка».)
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
(Дети загибают пальчики при перечислении)
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках,
Встретил белочку, лисичку,
Встретил лося, синичку,
Всем подарки подарил, (разводят руки в стороны ладошками верх)
Всяк меня благодарил. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель:
- Кого повстречал мальчик-пальчик в лесу? (Животных).
Правильно, ребята, мальчик-пальчик встретил в лесу диких, лесных животных.
Воспитатель: (Обращает внимание детей на мольберт).
Ребята, посмотрите какая у меня красивая картина! (Рассматриваем картину «Осень в лесу). Какое время года изображено на картине? (Осень). А как вы догадались, что это осень? (На деревьях жёлтые листочки). Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Правильно, сейчас поздняя осень. А почему вы решили, что на улице осень? (Потому что, на улице стало холодно, деревья стоят голые, солнышко светит редко, не греет, дни стали короче, птицы улетели в тёплые края, часто идёт дождь). Интересно, а что сейчас в лесу? Листочки уже опали, деревья стоят голые. Скоро выпадет снег и наступит зима.
А кто живет в лесу? (Дикие, лесные животные).
Скоро наступит зима, выпадет снег и животным будет трудно найти себе еду: нет ни травы, ни ягод.
- Хотите узнать, как дикие животные готовятся к зиме?
Предлагаю отправиться в лесное путешествие. Но прежде чем пойти в лес, мы должны одеться. На улице холодно. Давайте с вами оденемся потеплее.
Какую одежду мы наденем, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей.) Правильно.
(Воспитатель проводит игровое упражнение, используя стихотворение с движениями.)
Новые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперёд на пятку – «показать сапожки».)
Тёплый шарф завяжем
(Руки перекрёстно к шее.)
И зиме мы скажем:
(Покачивание из стороны в сторону.)
«Здравствуй, Зимушка-зима,
(Вытянуть руки вперёд, развести в стороны.)
Не боимся мы тебя!»
(Прыжки на двух ногах с хлопками.)
Ну, что ж, пойдём в лес!
Воспитатель: Лес – это место, где много деревьев.
(Обратить внимание детей на иллюстрации с изображением осеннего леса)
Мы ногами топ- топ,
Мы руками хлоп- хлоп!
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал!
(дети имитируют движения в соответствии с текстом)
Мы ногами топ- топ,
Мы руками хлоп- хлоп!
Вот и прибыли в лесок!
(Звучит звукозапись осеннего леса)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу. Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха и присядем на пеньки (стульчики). Послушайте, как тихо в зимнем лесу, не слышно даже задувания ветерка, все звери попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны. Мы будем с вами вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас. Скажите мне, пожалуйста, как называют животных, которые живут в лесу? (Лесные, дикие). Правильно.
(В группе в разных местах расставлены мольберты с иллюстрациями лесных животных)
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.
На ветке не птичка-
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это….? (Белка).
(Дети вместе с воспитателем подходят к изображению белки и дупла)
Воспитатель: Что у белки в лапках? (Гриб)
Проворная зверюшка
Живёт в дупле в избушке.
Целый день скок-поскок
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
Куда белка несёт гриб? (В дупло). Дупло - это домик белки, в нём много запасов. Белка заготовила себе на зиму ягоды, грибы, орехи, жёлуди. Не страшна зима белке и её деткам-бельчатам, всю зиму они будут кормиться тем, что натаскала белка осенью в дупло. Как зовут деток белки? (Бельчата).
А как вы думаете, белочка меняет свою шубку на зимнюю?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, белочка меняет свою шубку с рыжей на серую, она более густая и тёплая. (Педагог показывает иллюстрацию).
Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы её было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А тёплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку
Кто это ребята? (Зайчик).
Воспитатель: Молодцы! Это зайчик, у него длинные уши, он ловко прыгает. Заяц тоже осенью готовиться к зиме. Заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает? Тёплая, чтобы зимой ему было не холодно. Давайте к нему подойдём поближе (дети вместе с воспитателем подходят к изображению зайца). Что же зайчик зимой делает в лесу?
Дети: Бегает, прыгает.
Воспитатель: Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев и ветки.
А вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом?
Воспитатель: Да, летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и всё вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег. Норы заяц не имеет, прячется и спит в снегу, под ёлками, зайца в белом снегу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, что бы быть незаметным.
А как зовут детенышей зайца? (Зайчата) Летом они тоже серые, а зимой белые.
Воспитатель: Давайте с вами немножко разомнёмся, поиграем.
(Проводится физминутка «Зайка беленький сидит»)
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять –
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
(Предлагаю детям вернуться на пенечки (стульчики)
Воспитатель:
Вот вам ещё одна загадка:
Он большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной,
Он живёт в лесу дремучем,
Очень любит мёд пахучий. (Медведь).
Воспитатель: Молодцы, это медведь. Он большой, косолапый и живёт в лесу.
Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.)
Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Ребята, у него под кожей накапливается жир. Медведь летом, осенью наедается хорошенько. Ест мёд, малину, рыбу, грибы. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите.
(Внимание детей обращается на изображение берлоги медведя.)
Воспитатель: Медведь хорошо подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, принёс туда сухих листьев, чтобы не замёрзнуть, улегся в неё и уснул. Тепло ему.
Воспитатель: А как звать детёнышей медведя? (Медвежата).
Давайте отойдем подальше от «берлоги» (изображение медведя в берлоге, чтобы его не разбудить. Дети вместе с воспитателем отходят в сторонку, к столу, на котором разложены карточки к игре «Кто, где живёт?»
Предлагаю детям поиграть в игру. Взять картинку любого животного или детёныша (белка-бельчата, заяц-зайчата, медведь-медвежата) и поместить его в свой домик (кустик, берлога, дупло). (Домики предварительно развесить на мольберте.) Во время игры при затруднении детей помогаю детям. Так же задаю вопросы: «Какого животного ты выбрал?», «Как называется его домик?», «Какого цвета шубка у этого животного?».
По окончании игры предлагаю вернуться в детский сад присесть на коврик, так как путешествие наше закончилось.
Где мы с вами сегодня побывали? (В лесу).
Кого мы там видели? (Диких животных).
Каких? (Медведя, зайца, белку).
Что мы узнали? (Как звери готовятся к зиме).
Как зовут детёнышей белки, зайца, медведя? (Бельчата, зайчата, медвежата).
Вам понравилось?
Воспитатель: Какие же мы с вами молодцы! Спасибо вам, ребятки, вы сегодня очень старались. Занятие наше окончено.