Анна Шишкова
Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы зимой в палехском краю» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие представлений детей о птицах зимой в родном краю.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• закрепить названия зимующих птиц в родном краю : синица, воробей, чиж, сорока, ворона, снегирь, свиристель, голубь;
• формировать умение детей различать, какой корм для птиц полезен, а какой нет;
• способствовать формированию навыка заботы о птицах зимой;
• развивать воображение и творческую активность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Птицы зимой в палехском краю“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• способствовать развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
• развивать самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
• способствовать формированию навыка самообслуживания и взаимопомощи;
• способствовать повышению эмоционального настроения детей.
«Речевое развитие» :
• сформировать понятие «перелётные» и «кочующие»
• обогатить словарный запас детей понятиями : «падаль», «столовая», «хохолок», «зоб», «трещотки».
«Физическое развитие» :
• способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук;
• развивать двигательную активность детей.
«Художественно-эстетическое развитие» :
• закреплять умение детей раскрашивать красками;
• способствовать восприятию звуков «голоса птиц».
Планируемый результат НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать; обладает представлениями об окружающем; может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями.
Ход НОД
(Воспитатель вынимает из почтового ящика письмо и обращается к детям)
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо, давайте посмотрим от кого оно (на письме картинка птиц)
Дети: от птиц.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, ребята, о чём птицы написали в письме?
Дети: варианты детей.
Воспитатель: Предлагаю открыть письмо и прочитать.
Дорогие дети! Наступило холодное время года (какое)
Дети: зима
Воспитатель: Правильно. А от холода нас может спасти только корм. Снег покрыл всю землю и мы остались без еды. Вы не могли бы нам помочь пережить зиму, чтобы весной мы построили гнёзда, вырастили птенцов и радовали вас своим пением.
Ребята, а вы хотели бы помочь птицам? (ответы детей)
Но сначала я предлагаю познакомиться с птицами, которые зимой остаются в наших краях. Ведь есть и такие птицы, которые на зиму улетают в тёплые страны, а весной возвращаются. Их называют «перелётные». Так кто же остаё тся с нами:
Снегири.
Они обитают в хвойных и смешанных лесах, поскольку основным их кормом являются семена ели, сосны, ягод, в основном, рябины, и почки деревьев. Летом снегирей сложно увидеть. Зато зимой они появляются там, где можно поживиться едой. В городах, посёлках, сёлах часто на рябинах можно увидеть 5-6 этих красногрудых красавцев.
Воробьи.
Пташки эти относятся к городским видам зимующих птиц. Кроме зерна пернатые предпочитают летом и вредных насекомых.
Чижи.
Это жители хвойных лесов. Питаются чижи насекомыми и семенами, в зависимости от сезона.
Синичка.
Эта птичка-невеличка удивляет тем, что может за сутки уничтожить почти полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из-за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди заметили это и стали охранять синиц. С наступлением холодов синицы перебираются поближе к людскому жилищу, где подъедают остатки человеческой пищи или лакомятся оставленным кормом в специально устроенных для пернатых «столовых».
Воспитатель: предлагаю покружиться и в синичек превратиться.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: синички снова покружитесь, в мальчишек и девчонок превратитесь.
Голуби.
Голуби всеядны. Чаще всего они обитают в городах, находя корм на помойках или в кормушках. Люди любят эту птицу и подкармливают её в любое время года. Многие разводят голубей, выводя особые породы. Есть даже выставки этой красивой птицы, на которых самым ярким представителям пород выдаются медали и призы.
Свиристели.
Эту красивую небольшую птичку можно встретить в зимних российских лесах. На головке птахи имеется хохолок, глаза, крылья, зоб и хвост обведены чёрным. Кроме того на крыльях видны красные пятнышки, а на хвосте есть жёлтая линия. Во время зимовки они не сидят на одном месте. Их называют «кочующими», так как они находятся в постоянном поиске пропитания.
Ворона.
Крупная птица часто обитает в городах и селениях. Она всеядна, питается отбросами с человеческого стола. Помойки – любимое место их обитания. В еде птицы неприхотливы, поглощают и зерна, и овощи, и хлеб. Пернатые часто разоряют гнезда других птиц. Но, любимое лакомство воронов – падаль. Ее зимой много, ведь холода выдерживают не все животные. Вот птицы и остаются зимовать.
Сорока.
Эта птица носит не только звание трещотки и воришки, но и самой умной птицы. Только сороки узнают себя в зеркале, не считая за другое пернатое. Людей птицы распознают по лицу, фигуре, подобно домашним псам. Питаются сороки, чем придется, могут и хищничать, и растительность поглощать. Всеядность и ум – эти качества позволяют сорокам выживать даже в суровые зимы.
Воспитатель: вот мы и познакомились с некоторыми птицами нашего посёлка и чем они питаются.
Дидактическая игра «подбери корм для птиц»
На столе представлены картинки с кормом для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, макароны, конфеты и многое другое) детям необходимо выбрать те картинки с кормом, который будет полезен птицам.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда поместить корм, чтобы птицам было удобно его клевать?
Дети: в кормушку.
Воспитатель: Правильно. У меня есть готовые детали кормушки (крыша, дно кормушки и четыре столбика для крепления крышки ко дну кормушки, предлагаю, вам ребята, детали раскрасить красками (на деталях может быть нарисован несложный арнамент).
После того как дети раскрасят детали, воспитатель предлагает собрать их вместе и посмотреть, что получилось.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась. В такой красивой столовой птицам будет, уютно, а главное сытно. Давайте поместим корм в кормушку и повесим на прогулочном участке (дети помещают корм для птиц в кормушку)
(Звучит пение птиц)
Воспитатель: Вы слышите, ребята, как обрадовались птицы. Это они благодарят вас за помощь своим пением.
Наше занятие подошло к концу. Ребята, с какими птицами вы сегодня познакомились? Чем они питаются зимой?
С чем на занятии было трудно справиться, а с чем легко?
Рефлексия. Предлагаются детям картинки смайлики с настроениями (грустный и весёлый)
По окончании занятия детям можно вручить медальки «защитники птиц»