Надежда Богданова
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему : «Зимующие птицы»
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Зимующие птицы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Развить мышление, наблюдательность; способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательные:
• Воспитать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Материалы и оборудование: разрезные карточки зимующих птиц; запись «Голоса птиц»; маски зимующих птиц (дятел, синица, снегирь); журнал «Зимующие птицы»; картинки птиц, кормушка; карточки и карандаши; эмблемы «Знатоков птиц»;
Предварительная работа: беседы, наблюдение на прогулках, разгадывание загадок о птицах, просмотр иллюстраций, чтение книг, заучивание стихов, изготовление журнала «Зимующие птицы».
Ход непосредственно познавательной деятельности
I часть. Вводная.
Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте ещё раз поздороваемся с ними.
Воспитатель:
- Ребята, встанем дружно вместе в круг (дети встаю в круг)
Я твой друг и ы мой друг. (каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся (дети берутся за руки)
И друг – другу улыбнёмся. (улыбаются друг – другу)
От ваших улыбок сало светлее и теплее вокруг.
II часть. Основная.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас отправиться на прогулку в лес. В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас (зима).
Воспитатель: Мы постараемся разгадать тайны леса. И вот вам первая загадка. Подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
Воспитатель: - А почему вы думаете, что это птицы?
Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки.
Воспитатель: а как одним словом можно назвать всех этих птиц?
Дети: зимующие.
Воспитатель: - Правильно, зимующие. А что это за птицы такие – зимующие, почему их так называют?
Дети: - Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии?
(Раздаётся стук дятла (запись).
Воспитатель: - Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел).
(На одного из детей надеть маску дятла. Дятел приноси с собой журнал).
Воспитатель: - Посмотрите, к нам прилетел дятел и принёс что-то интересное. Это журнал «Зимующие птицы». Он необычный – говорящий и звучащий. Хотите рассмотреть его? Давайте присядем.
-Открываем первую страницу журнала. Она называется «На лесной опушке». Воспитатель: - Давайте послушаем, что расскажет нам наш гость – лесная птица дятел. Ребенок в маске дятла говорит:
Хоть я не молоток – по дереву стучу. В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
Что помогает дятлу держаться на дереве?
Дети: Хвост и цепкие коготки. Благодаря хвосту из упругих женских перьев и сильным лапкам с коготками дятел хорошо лазает по деревьям, как настоящий акробат.
А как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его та называю, кто знает?
Дети: Он «лечит» деревья от вредных жуков. Дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.
Чем ещё питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых?
Дети: семенами сосновых и еловых шишек.
Воспитатель: - Давайте попробуем узнать по песенке другую птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы).
Если дети не отгадали, загадать загадку.
Загадка:
Непоседа невеличка, Жёлтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку Как зовут её? (синичка).
Выходит, ребенок в маске синички и говорит:
Пусть я птичка - невеличка, У меня, друзья, привычка, Как начнутся холода, Прямо из лесу сюда.
Воспитатель: Ребята расскажите про синичку, какой у неё окрас? Чем питается? Где зимует?
Синичка – это не большая птичка с жёлтым оперением на брюшке. А на голове чёрная шапочка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках иды они прилетают к жилью человека. Синицы питаются семенами растений, летом они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама.
Воспитатель: - Откроем следующую страничку журнала. Она называется «Гости зимы».
- Отгадай загадку про нашего следующего гостя:
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это (снегири)
Выходит, ребенок в маске снегиря и говорит:
Я красногрудый, чернокрылый, Люблю я зернышки клевать. С первым снегом на рябине Появляюсь у вас опять.
- Давайте послушаем песенку снегиря (включается запись голоса снегиря).
Воспитатель: - Ребята расскажите про снегиря, какой у неё окрас? Чем питается? Где обитает?
Снегирь встречается в пределах Челябинской области как оседлый и кочующий вид. Обитает в хвойных лесах. У снегирей грудь ярко- розовая (у самок розовато-бурая, спина серая (у самок буровато-серая, «шапочка» черная. Снегирь питается семенами клена, сирени, рябины, почками растений, плодами боярышника и др. Зимой численность снегирей увеличивается за счет прикочевавших с Севера птиц.
- Снегиря считают первым вестником зимы – прилетели снегири, значит настоящая зима началась.
Воспитатель: а теперь давайте превратимся в птичек.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири – тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу :
Гнездо на ели птицы той, Птенцы выводятся зимой,
У птицы нос крестом, Зовут ее….(клестом)
Воспитатель: - А для чего клестам такой клюв – кривой, похожий на щипцы?
Дети: Чтобы доставать семена из шишек.
У клеста телосложение плотное, голова крупная. Окраска самца малиново-красная или красно-оранжевая, у самки-зеленовато-серая со слабым желтоватым налетом. Крылья монотонно бурые. Клюв толстый, кончики его перекрещены. Клёст обитает в хвойных лесах. Питаются семенами ели, пихты, лиственницы и сосны. Могут доставать их из закрытых шишек, подбирать на земле или снегу. В горных районах клёст- относительно обычный вид.
- Откроем следующую страницу нашего журнала «Наши соседи»
Вот стайка маленьких, серых птичек.
Воспитатель: - Ребята расскажите про воробья, какой у него окрас? Чем питается?
У воробья серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
- Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.
Воспитатель: - Посмотрите на картинку. Каких ещё зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока, ворона, голубь).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.
Ворона – (вороны, сорока – (сороки, голубь – (голуби, сова – (совы, снегирь – (снегири, перо – (перья, крыло – (крылья, дерево – (деревья, воробей – (воробьи).
Воспитатель: - А как называется последняя страница нашего журнала, отгадайте:
В зимний день среди ветвей Стол накрыли для гостей. (Кормушка).
Воспитатель: - Эта страница называется «Птичья столовая».
- Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем?
Дети: подкармливаем.
Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Воспитатель: - Ребята почему нужно заботиться о зимующих птицах?
Дети: Потому что им голодно зимой.
Воспитатель: - А ка вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?
Дети: Голод.
Воспитатель: Почему голод?
Дети: От холода птичек защищают пёрышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.
Воспитатель: - Предлагаю ещё поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе, прилетает на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску – кормушку).
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье.
Воспитатель: - Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие).
Воспитатель: - Будем заботиться о птицах, и они обязательно отблагодарят нас.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вернутся с прогулки и выполнить задание на карточках.
Дети садятся на свои места (дежурные раздают карточки и карандаши). – Выберите для каждой птицы её любимое лакомство. Соедините линией птицу и её любимый корм. (Клёст-шишка; снегирь-рябина; синица-сало; воробей-семечки).
Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? (дети называют).
III часть. Заключительная
Воспитатель: Я довольна тем, что вы знаете о птицах, и как о них заботиться. Поэтому я вас посвящаю в «Знатоков птиц» (раздаются эмблемы).
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша прогулка? О ком мы беседовали сегодня? (о птицах). Какие птицы запомнились вам? Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель: - В трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.