Гущина Елена
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с обучающимися старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».
Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей об истории создания электрической лампочки;
- уточнить представление о значении электричества для человека;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с обучающимися старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
- активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «лучина», «фитиль», «керосиновая лампа», «светец»;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- прививать у детей навыки правильного обращения с электричеством;
- развивать эстетический вкус;
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми при работе в коллективе;
- воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: ноутбук, березовые поленья, лучина, свечи, подсвечники, керосиновая лампа, ёмкость с керосином, спички, тарелочка для сгоревших спичек, настольные лампы, лампочки, лампочка – эмблема, ящик ощущений, мяч.
Предварительная работа: Чтение стихотворений и загадок об источниках света, рассматривание картинок и иллюстраций.
Ход занятия:
Мотивационно - ориентировочный этап
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей, все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».
Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!»
- Глазки внимательно смотрят.
- Ушки внимательно слушают.
- Руки нам не мешают.
Поисковый этап
– Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
- Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.
- А хотите узнать, куда мы отправимся?
-Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, которое называется «Мир удивительных вещей». Вы не против?
-Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать руками. Давайте попросим Алешу узнать что там. Что это? Про такую удивительную вещь есть много загадок, вы их знаете. Давайте послушаем, как точно в загадках рассказывается об электрической лампочке.
Ваня, твоя загадка:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. Аня:
Висит груша,
Нельзя скушать.
Почему электрическую лампочку назвали грушей?
А я тоже знаю загадку:
Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
Про какие лампочки можно сказать, что они повисли на шнурке?
Лена:
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
Почему так говорится? (Ответы детей).
Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка : стеклянный пузырек похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.
Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:
Раз-два-три, повернись
В прошлом окажись.
Практический этап
-Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (1 слайд «горящий» костер, музыка «Треск костра»). Присаживайтесь вокруг него.
– Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей).
Психогимнастика:
- Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается музыка) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.
- Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения? (Ответы детей).
- А почему? (Предполагаемые ответы детей).
- Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел? (Предполагаемые ответы детей).
(2слайды). Факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.
Затем люди придумали лучину. Что это такое? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей).
-Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего? (Предполагаемые ответы детей).
- Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых поленьев. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет? (Предполагаемые ответы детей).
- А вы хотите посмотреть, как она горит? (3 Слайд) Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация и придут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина, на слайде. Обратите внимание, один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (Предполагаемые ответы детей).
-Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно! Посмотрите от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
– Это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена? (Предполагаемые ответы детей).
- А теперь посмотрим, как горит свеча.
Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)
Игра «Перенесите свечу в чаше с водой»
- Передаём, друг другу «волшебный огонь», стараясь не пролить и не залить свечу. Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).
Релаксация (звучит музыка)
-Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается).
- Ребята, а что будет, если подует ветер? (Предполагаемые ответы детей).
- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. ( Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)
– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи? (Ответы детей).
– Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу? (Ответы детей).
- Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (4 Слайд)
- Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон, дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.
- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия) : керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.
- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло? (5 слайд) (Предполагаемые ответы детей).
– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча? (Ответы детей).
– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же? (Предполагаемые ответы детей).
– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом?
- Прошло много лет. (6 Слайд) И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка. Давайте посмотрим, из чего она сделана? (Ответы детей). Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.
А теперь, давайте выясним, как она работает? (Предполагаемые ответы детей).
- Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в светильник. Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая – нет).
- А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую – к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь? (Ответ ребенка).
-Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка? Что ты чувствуешь? (Ответ ребенка).
- И Саша, и Даша, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.
- Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (7 Слайд)
Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора. Ребята, а вы знаете, как правильно надо пользоваться электроприборами в быту? Послушайте стихотворение об этом.
Электричество, конечно, очень помогает -
Без него магнитофон вовсе не играет.
Телевизор не покажет детям передачу.
Электричка не поедет вечером на дачу.
Не зажжётся в Новый год огоньками ёлка,
И не испечёт пирог нам микроволновка.
Электричество наш друг — это всем известно.
Но опасность все- же есть, я скажу вам честно:
Провод и электрощит не хватай рукою.
Обойди-ка ты его лучше стороною.
И в электропылесос не засовывай свой нос.
Не запихивай в розетку пальцы, гвозди или ветку.
С электричеством полезным мы, конечно же, друзья.
Но скажу вам откровенно: с ним шутить совсем нельзя!
Игра малой подвижности «Где живет Лампочка?» (с мячом).
Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: назвать предметы, в которых есть электрическая лампочка, передавая мяч следующему игроку по кругу. Игрок, затрудняющийся с ответом или называющий предмет повторно, выбывает из игры.
Примеры: холодильник, телевизор, пылесос, телефон, кухонная плита, утюг, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.
- А наше путешествие подошло к концу. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы вернемся в детский сад.
Раз, два, три,- повернись
В нашей группе окажись.
Рефлексивно-оценочный этап
-Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей).
- Вам было интересно? (Ответы детей).
- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).
Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»
- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.
– А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать.
А напоминать о нашем путешествии будет вот такая весёлая электрическая лампочка – эмблема.