Евгения Пыцкая
Конспект НОД по познавательному развитию «Металл, его свойства и качества» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,
социально –коммуникативное развитие
Цель: Расширять знания детей о металле, о некоторых его свойствах.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Образовательные:
- формирование у детей знаний о свойствах металла (форма, размер);
- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
- дать понятие о практической значимости металла.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Металл, его свойства и качества“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;
- воспитание навыков сотрудничества;
Используемые методы и приемы:
- словесный рассказ воспитателя;
- беседа;
- наглядный показ картинок и видео.
Предварительная работа: игры с металлическими предметами (конструктор, игры с магнитом.
Оборудование:
металлические предметы, ёмкость с водой, свеча, спички, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, игрушка домовёнка Кузи.
Планируемые результаты:
• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Ход деятельности воспитателя с детьми
Педагог: Ребята, я сейчас загадаю вам загадки:
1. Сам худ, голова с пуд.
2. Толстый тонкого побьёт,
Тонкий что-нибудь прибьёт.
Как вы думаете, о каком предмете эти загадки?
Дети: Эти загадки о молотке.
Педагог: Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?
Дети: Молоток сделан из металла.
Педагог: Да, молоток сделан из металла. А ещё можно сказать, что он металлический. А вы знаете для чего нам нужен молоток?
Дети: Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.
Педагог: В далёкие времена молоток был использован и с другой целью. Например, если где-то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.
Педагог стучит молотком по металлическому предмету. В группу заноситсяы игрушка домовёнок Кузя.
Кузя: Что у вас случилось? Почему так громко стучите?
Педагог: Здравствуй, Кузя!
Кузя: Здравствуйте, где что горит?
Педагог: У нас ничего не горит. А вот ты, я смотрю, чем-то взволнован. Присядь, успокойся и расскажи нам, кто ты?
Кузя: Я домовёнок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали?
Педагог: Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Кузя: Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.
Педагог: Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.
Опыт № 1
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют какой звук был громче и почему.
Педагог: Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от неметаллических? Может, мы с детьми тебе поможем в этом?
Кузя: Да я и сам умею это делать. Вот у меня есть сундук, а в нём много всякого добра.
Педагог показывает сундук детям. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла.
Педагог: Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от неметаллических.
Игра «Наведи порядок в сундуке»
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
(Молоток, ложка, бумажная коробка,)
Педагог: Дети, а вы знаете, что ещё можно сделать из металла? Ответы детей
Кузя: А я тоже знаю такие предметы!
Педагог: Ну хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Кузя (задумавшись) Стул.
Педагог: стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжёлый, и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт № 2
Дети берут два шарика - одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях, и определяют, какой шарик тяжелее.
Педагог: А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
Опыт № 3
В ёмкость с водой дети опускают сперва деревянный шарик, а потом металлический.
Педагог: Что произошло с шариками?
Дети: Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.
Педагог: Почему утонул металлический шарик?
Дети: Потому, что он тяжелее деревянного.
Педагог: что тяжелее: деревянный шарик, металлический или вода?
Дети: Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.
Кузя: Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму болт металлический и что-нибудь из него сделаю. Педагог помогает Кузе согнуть металлический болт.
Педагог: Нет, Кузя, ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются называют кузнецами. (Показ картинки из серии «Знакомство с профессиями»)
Педагог. А сейчас мы нагреем на огне металлический болт и сделаем его тёплым.
Опыт № 4
Педагог нагревает болт на свече. Через некоторое время когда болт немного остынет, дети могут его потрогать, и отмечают, что он стал тёплым.
Педагог: А сейчас предлагаю немного поиграть
Физминутка
На дворе мороз и ветер (дети сжимают плечи и дуют как ветер)
На дворе гуляют дети (маршируют)
Ручки, ручки потирают растирают руки,
Ножки, ножки согревают затем ноги
Не замёрзнут ручки – крошки (фонарики)
Мы похлопаем в ладошки
Вот как хлопать мы умеем (хлопают)
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не зябли наши ножки, (ногу выставляют на пяточку)
Мы потопает немножко (топают)
Вот как топать мы умеем, (топают)
Вот как ножки мы согреем. (прыжки)
Педагог: Дети, каким способом мы нагревали пластину?
Дети: Над огнём
Педагог: Что с ней произошло?
Дети: Он нагрелся, стал тёплым.
Педагог: Вывод: металлические предметы можно нагревать.
Педагог: Кузя, а сейчас я тебе и детям покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку, и все предметы прилипнут к ней.
Опыт № 6
Педагог надевает рукавичку и проводит рукой над мелкими металлическими предметами.
Педагог: Что произошло и почему?
Дети отвечают, рассматривают магнит.
Опыт № 7
С помощью магнита дети и педагог двигают цепочку из скрепок и другие металлические предметы по бумаге, по столу.
То же самое проделывают с деревянными и резиновыми предметами.
Педагог: А сейчас что произошло и почему?
Дети отвечают и с помощью педагога делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
Педагог: Ну что, Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте ещё раз расскажем Кузе о металле.
Дети: Металл тяжёлый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагреть, поэтому из него можно сделать разные поделки и предметы.
Кузя: Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и рассажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!
Дети: До свидания, Кузя!