Светлана Кузнецова
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы. Закрепить знания детей о признаках весны. Учить выявлять взаимосвязи, делать обобщения. Упражнять детей в самостоятельном выборе ответа. Воспитывать умение работать сообща, приходить к единому мнению, понимать, что от ответа каждого ребёнка зависит успех всей команды. Закрепить умение загадывать загадки о весне. Развивать интонационную выразительность речи в рассказывании стихотворений о весне. Воспитывать дружеские отношения в группе. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны. Учить гармонично располагать сюжет на всём листе бумаги, развивать чувство композиции.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в средней группе „К нам весна шагает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Оборудование
Конверты с заданиями (8 шт., которые лежат на игровом столе, разделённые на четыре сектора; волчок со стрелочкой; бумажные цветочки (2 демонстрационных разного цвета на столах и по 3 маленьких на каждого ребёнка); 2 тарелочки для цветочков; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; 2 листа бумаги формата А2 голубого цвета; 2 мольберта; вырезанные заранее детьми весенние признаки; клей; клеёнки; салфетки; аудиозапись П. И. Чайковского «Апрель».
Предварительная работа
Рассмотреть с детьми картины с изображением природных явлений весны, провести беседы по их содержанию, познакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками, закличками, сказками «Заюшкина избушка», «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова; рассказами В. Бианки о птицах и животных).
Наблюдения на прогулке за признаками весенней погоды.
Прослушивание аудиозаписи П. И. Чайковского «Март», «Апрель».
Ход занятия
-Ребята, послушайте, кто это идё т:
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот,
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна. (Б. Заходер)
-Вот и к нам наконец то пришла весна. Долго она к нам шла. Сегодня, ребята, у нас будет необычное занятие, посвящённое времени года – весна. Для этого нам надо разделиться на 2 команды для того, чтобы посоревноваться и узнать, какая из команд лучше, больше знает о весне.
-Посмотрите, ребята, на столе лежат тюльпанчики. Возьмите каждый себе по одному цветочку, который вам нравится.
А теперь посмотрите на столы. На столах тоже стоят тюльпанчики. Сядьте за столы с тюльпанчиком такого же цвета, как и у вас в руках (рассаживаются, и положите все свои цветочки на тарелочку (воспитатель забирает со столов тарелочки с цветами и ложит пустые тарелочки).
-У нас получились 2 команды. Каждая команда придумайте себе название (обсуждают, выбирают название). Хорошо, названия команд вы придумали, теперь нужно выбрать капитанов.
Вызвать капитанов – они подходят к столу с заданиями и волчком со стрелочкой. Капитан одной из команд крутит волчок, в следующий раз крутит волчок капитан другой команды. Стрелочка показывает на один из секторов с двумя конвертами, капитаны берут по конверту и отправляются к своим командам. Объяснить задание сначала одной команде, потом другой. Прежде чем дать ответ, команда должна хорошо подумать, все вместе. И если готовы, то поднять руки. За правильный ответ команда получает по одному цветочку.
Задания.
1) В первом задании в конвертах лежат картинки с изображёнными объектами неживой природы. Вам нужно посмотреть, обсудить, рассказать об этом объекте, что с ним происходит весной, каким он становится весной.
(солнце – небо)
Ответы детей:
Солнце весной ярко светит, пригревает, припекает, часто появляется. Солнышко весной ласковое, яркое, весеннее. День весной становится длиннее ночи.
Небо весной голубое, высокое, чистое, с кучевыми облаками. Облака на небе белые, лёгкие, пушистые, они похожи на пёрышки.
2) Во втором задании в конвертах тоже лежат картинки с изображёнными объектами неживой природы. Вам также нужно посмотреть, обсудить, рассказать об этом объекте, что с ним происходит весной, каким он становится весной.
(снег – земля)
Ответы детей:
Снег весной темнеет, чернеет, оседает, тает. Появляются проталины, ручейки, сосульки. С сосулек капает вода, это явление называется капель.
Земля весной оттаивает, оживает. Земля весной мокрая, рыхлая. Люди копают огороды, сеют в землю семена, сажают саженцы.
3) В третьем задании в конвертах лежат картинки с изображёнными объектами живой природы. Вам нужно посмотреть, обсудить и рассказать какой вид леса изображён на вашей картинке и что с ним происходит весной.
(лиственный лес – хвойный лес)
Ответы детей:
Лиственный лес весной оживает, на деревьях набухают почки, из которых затем разворачиваются листочки. В лиственном лесу весной появляется много цветов, травы. В лиственном лесу яркая, сочная зелень.
В хвойном лесу растут вечнозелёные деревья, они всегда одним цветом, тёмно-зелёным. У хвойных деревьев зелень весной не такая яркая и сочная, как в лиственном лесу. И в хвойном лесу весной появляется меньше цветов и растительности, чем в лиственном лесу.
4) В четвёртом задании в конвертах изображены объекты живой природы. Посмотрите и расскажите, что происходит весной с животными, которые изображены у вас на картинках.
(медведь, заяц – ёж, белка)
Ответы детей:
Весной медведи просыпаются, ищут корм. Все животные с приходом весны линяют, меняют шерсть. А заяц меняет окраску шерсти, чтобы было легче спрятаться от врагов (зимой он белый под цвет снега, чтобы быть незаметным для волка и лисы, а весной становится серым под цвет земли).
Весной ёжики просыпаются после глубокой спячки, становятся худые, активно ищут корм. А белка меняет окраску шерсти, чтобы быть незаметной для врагов (зимой она серая под цвет стволов деревьев, а летом обычно рыжая).
5) На доске вывешены карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Задание для команд: дети из первой команды выбирают перелётных птиц, дети из второй команды выбирают зимующих птиц (по очереди выходят по одному ребёнку с каждой команды, и объясняют почему выбрали ту или иную птицу; за каждый правильный выбор команда получает по одному цветочку).
Загадывание загадок о весне.
Дети первой команды загадывают загадки о весне детям второй команды. Затем дети второй команды загадывают загадки детям первой команды. За каждую загаданную загадку и за правильный ответ команды получают цветочек.
Примерные образцы загадок:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
Новоселье у скворца, он ликует без конца
Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы (скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей, ни окон в нём.
Но птенцам там жить тепло, дом такой зовут …. (гнездо)
Жёлтый мяч на голубом платке катается, людям улыбается (солнце)
Белая морковка вниз головой повисла (сосулька)
Островок я вижу странный, он не с пальмой, а с цветком.
Окружён не океаном, а подтаявшим снежком (проталина)
Солнце пригревает, лёд на речке треснул.
Речка зашумела, льдины подгоняет.
Как это явление весною называют? (ледоход)
Его просят, его ждут,
А как придёт – прятаться начнут (дождь)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной (сосулька)
Шорохом неслышным лепестков,
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим, нежным, крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился (подснежник)
Домой прилетают, гнёзда свивают,
Песни распевают, лето поджидают (птицы)
Физкультурная минутка
Улыбаются все люди (дети идут по кругу)
Весна, весна, весна! (поднимают руки над головой и
Она везде, она повсюду хлопают в ладоши)
Красна, красна, красна!
По лугу, лесу и полянке
Идёт, идёт, идёт! (ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовёт, зовёт, зовёт! (взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит! (ритмично щёлкают пальцами)
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит! (потирают ладони)
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов! (делают из пальцев «бутон»)
И всё живое сразу слышит (прикладывают ладонь к уху)
Весенний звон! (хлопают в ладоши)
Рассказывание стихов о весне.
Дети из обоих команд по очереди рассказывают знакомые стихотворения о весне. За каждое рассказанное стихотворение команды получают в свою копилку цветочек.
Примерные образцы стихотворений:
Весна
К нам весна шагает,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Тёмные проталины
На полях видны,
Верно, очень тёплые
Ноги у весны. (И. Токмакова)
Весна с улыбкой шлёт привет
Проснувшейся природе.
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча
Зима, старуха злая.
Бежит от жаркого луча
Под солнышком сгорая.
Первая бабочка
Села на лавочку первая бабочка
-Тёплая лавка! А где же травка?
Где же цветочки? Где клейкие почки?
Она оглянулась:
-Я рано проснулась!
Везде снег и лёд, но солнце печёт,
Журчит ручеёк, чудесный денёк! (Т. А. Шорыгина)
Ночь зимой – как чёрный кот,
День – как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв.
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот. (П. Соловьёва)
Ручеёк бежит по лесенке
По ступенькам ледяным,
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним.
Шепчет солнышко листочку:
-Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик. (В. Орлов)
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо занимались. А теперь наступил ответственный момент – надо подсчитать цветочки и узнать, какая команда больше знает о весне, какая команда победила (подсчёт цветочков).
Ребята, мы с вами много говорили о признаках весны, а теперь давайте все признаки весны отразим в наших коллажах и украсим вашими работами группу. Включается аудиозапись П. И. Чайковского «Апрель». Выставляются по одному мольберту для каждой команды с прикреплённым на него тонированным в голубой цвет бумагой формата А2. Дети из обоих команд наклеивают заранее вырезанные из бумаги признаки весны, а также цветочки, заработанные в конкурсах и своими работами украшают группу.