Наташа Яровенко
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну растений»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну растений»
(Воспитатель МДОУ №30 Яровенко Н. С.)
Программные задачи: Закрепить названия знакомых комнатных растений. Уточнить представления о значении корня в жизни растения (впитывает из почвы влагу и питательные вещества, помогает прикрепиться к почве, растение живет, пока жив корень). Расширить представление о комнатном растении алоэ : его внешних признаках (величина, форма, цвет; плотность, поверхность листьев); лечебных свойствах. Продолжать учить детей ухаживать за растениями (поливать, протирать листья, сметать пыль и пр.).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Путешествие в страну растений“» размещена в разделах
Материал: Картинки с изображением разных видов стеблей комнатных растений (укороченный, ползучий, прямостоячий). Набор открыток на тему «Букеты цветов в вазах», волшебная шкатулка. Оборудование для ухода за комнатными цветами (лейки, палочки для рыхления почвы, влажные тряпочки и пр.); клеенчатые фартуки (на каждого ребенка). Живые цветы, картинки, фотографии с их изображением.
Ход занятия
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие в страну растений. (Педагог показывает детям волшебную шкатулку). Что там? Письмо с загадками о комнатных растениях, которые живут в волшебной стране. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы найдете на рисунках.
(По мере отгадывания достает картинки с изображением сансевьеры, бегонии лотосовидной, герани, розы, фиалки и др. растений.)
Воспитатель: Ну, это еще не все жители удивительной страны. Я буду описывать растение, а вы - называйте его имя.
Что за чудо? Всем на диво, Так цветет оно красиво! Розовые, фиолетовые, белые цветы И бархатные зеленые Овальные листы. (Фиалка.)
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу?
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож, (бальзамин, Ванька мокрый или огонек)
Я шукой не была ни дня,
Но «шучий хвост» зовут меня. (Сан-севъера)
{Дидактическая игра «Назови по описанию). Воспитатель: У каждого жителя страны растений есть сердце. Они живые, как люди. Сердце растения - это корень. Что случится с растением, если его «сердце остановится»? Верно, оно погибнет, пока живет корень, живет и растение. Как вы думаете, когда корень может погибнуть? Да, его можно повредить при рыхлении, поэтому рекомендуется рыхлить ближе к краю горшка, около стебля надо рыхлить неглубоко. И еще есть одно правило: нельзя поливать растение холодной водой. Вода должна простоять ночь, чтобы хлор улетучился, и она стала теплее.
Воспитатель: Бывают разные виды корней. Посмотрите на картинки! Вот корень фиалки - он короткий. А вот корень бегонии. Он как будто ползет по земле. Так и называется - «ползучий». На что похож корень бегонии? (На ползучую змею.) Вот корень раскидистый, пышный. Это корень герани.
Воспитатель: Жители страны растений переживают, если на их листьях много пыли. Как вы думаете почему? Правильно, они, как мы люди тоже дышат, только через листья растений.
Поскольку мы посетили эту чудесную страну. Давайте посмотрим, в каком состоянии её жители, и может быть, кто-то нуждается в помощи, и мы эту помощь можем оказать. (Каждый ребенок выбирает растение и определяет, в каком оно состоянии и в чем нуждается, что надо сделать, чтобы помочь растению, затем оказывает эту помощь.)
Воспитатель: Ребята, растения хотели бы с вами посоветоваться, где им лучше находиться - на полу, под столом, в шкафу или в другом месте? (Ответы детей) Растения очень рады, что вы воспитанные, культурные, знаете, как необходимо за ними ухаживать. Жители страны хотели бы поделиться своими переживаниями. У них в гостях не так давно была девочка Оля, она тоже ходит в детский сад. Но вела себя совсем не так, что и расстроило жителей. Увидев столько красивых растений, девочка стала бегать от одного к другому. В это время цвели герань, фиалки, ама-риллисы. Оля стала рвать понравившиеся цветы и приговаривать: «у мамы завтра день рождение.» Мы рассердилась на девочку, нам было неприятно, почему она так себя ведет. Цветок алоэ не выдержал, уколол её в руку и сказал: «Мы не хотим вас видеть в нашей стране!». Как вы думаете, правильно ли поступил алоэ? Почему вы так считаете? А вы знакомы с алоэ? Хотите познакомиться ближе, это удивительный цветок.
Дети рассматривают цветок, отмечают его величину, особенности стебля, листьев (форма, поверхность, плотность). Педагог рассказывает об использовании алоэ в народной медицине.
«В народе его называют столетником. Сок этого растения используется для лечения ран, заболеваний желудка и других болезней. Листья у алоэ толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху - вогнутые. Края их зазубрены, но без колючек.»
Воспитатель: Почему листья алоэ мало испаряют воды по сравнению с листьями других растений? (Ответы детей.) Сверху они покрыты серым налетом воска, который предохраняет лист алоэ от испарения.
Воспитатель: Ребята, нам нужно прощаться с жителями страны. Скажите на прощание им добрые слова, пожелания, и вы увидите, что оно вас услышат. (Этюд «Общение с цветами.)
Воспитатель: Ребята, вы понравились растениям. Они даже установили сходство с вами: по мнению жителей страны, Таня, например, похожа на фиалку, у нее такие же голубые глаза, как цветы фиалки. Света похожа на розу - яркая, щечки красные, как лепестки у розочки. Жители благодарят вас за теплые слова и приглашают в гости.