Марина Петрова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Путешествие в смешанный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса. Дать элементарные представления о лесе как о зелёном доме растений и животных.
Задачи:
Образовательные :
Продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.
Закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке.
Развивающие :
развивать связанную речь;
развивать интерес к познанию природы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста „Путешествие в смешанный лес“» размещена в разделах
развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения
формировать и активизировать словарь детей, развивать любознательность, память и мышление детей;
развивать зрительное восприятие.
Воспитательные :
воспитывать бережное отношение к природе, животным;
способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
МАТЕРИАЛ: Обучающая презентация «Путешествие в смешанный лес.», карта мира
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ :
Собираем всех детей на ковре при просмотре презентации
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД
Деятельность воспитателя
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели:
Ребята, кто питается растениями?
Как назвать этих животных одним словом? (травоядные). Назовите травоядных животных. (Ответы детей). Кто охотится на травоядных? (хищники). Назовите хищников. (Ответы детей). Медведь, это хищное или травоядное животное? Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит оправиться в путешествие. Но на чём мы отправимся в путешествие? Посмотрите на карту. О чём говорит большое количество зелёного цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна. Подумайте, какие средства передвижения удобны в таких местах? По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А как вы думаете, зачем тратить столько сил, времени, средств на постройку дорог, если есть самолёты? Например, в нелётную погоду самолёты не летают, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд намного дешевле билетов на самолёт. Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек. Сколько вагонов потребуется? (Столько же, сколько человек). Интересно ли ехать в одиночестве? Сколько понадобится вагонов, если мы поедем по два человека? (Найти себе попутчика, то есть встать парами и сосчитать количество пар). Давайте поедем все вместе. Сколько вагонов нам понадобится? (Один). Скажите, почему поезда называют составами? (Их составляют из разного количества вагонов). А как вы объясните слово «попутчик»? (Тот человек с которым вам по пути). Садимся в поезд. Слайд №2. Хозяйка вагона- проводница. Слайд №3. Проводница выдаст вам бельё и предложит чай. Чем можно заняться в пути? (почитать книгу, поиграть в игры). Вечереет. Ложимся спать. Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Видим деревья, как они называются? (Лиственные). Слайд №4. Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья? Заходим в лес. Он называется смешанным. Как вы думаете почему? (В нём встречаются хвойные и лиственные деревья). В таком лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет свободно проходит сквозь листву. Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями- в хвойном или смешанном? (В смешанном лесу значительно больше света, то и растительности там больше). В таком лесу различают несколько уровней растений. «Крыша» леса- это листья и ветки самых высоких деревьев- ПОЛОГ. Слайд №5. Здесь живёт много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, например сойки, вьют гнёзда в верхнем ярусе Слайд №6.
Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов- ПОДЛЕСОК. Слайд №7. В самом низу- лесная подстилка. Слайд №8. Лесная подстилка смешанного леса- это огромное количество опавших листьев. В природе нет ничего лишнего и случайного. Значит, и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно увидеть торчащие из земли кучки. Слайд №9. Это листья, которые дождевые черви затаскивают к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно увидеть множество червей и других организмов. Они поедают опавшие листья, погибших животных. Слайд №10. В смешанном лесу живёт медведь. Слайд №11. Медведь ест ягоды, мёд, рыбу и других животных, то есть всё. Поэтому его называют всеядным. Лес живёт своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось. Лес- это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. Дерево живое, оно растёт, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который называется кислородом и которым мы дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку. А сейчас я вам предлагаю нарисовать правила поведения, которые нужно соблюдать на природе. (Дети рисуют.)