Тарынина Людмила Валентиновна
Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие с Октябринкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить и расширить имеющиеся знания детей о родном крае. Познакомить детей с национальным парком «Таганай».
Задачи:
- познакомить детей с национальным парком «Таганай», его главными природными достопримечательностями: Каменная река, Долина сказок, Таганайский хребет; - показать красоту родного края осенью; - расширить знания детей о разнообразии и красоте города Златоуста; - познакомить с поэзией уральских авторов; - развивать умственную активность у детей, умение делать выводы, анализировать.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста „Путешествие с Октябринкой“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций, экскурсии с родителями в национальный парк «Таганай».
Оборудование и материалы: «волшебный осенний листок», макет города, трубочки-монокли, пеньки, горный камень, речной камень, буквы, выставка рисунков и фотографий «Мы – за чистый город», применение ИКТ.
(Воспитатель встречает детей в костюме «Рябинки-Октябринки)
Проходите, проходите, заждалась я вас. К вам в гости пришла. Я, Рябинка-Октябринка. Рябинка – понятно. А почему меня зовут Октябринкой? Какое сейчас время года? Какой месяц? Летаю я по белу свету, многое видала, но такой красоты нигде не встречала. Осенью природа по-особенному красива.
Знаете, друзья, заметила я, что если взглянуть сверху на ваш город и его окрестности, то он особенно чудесен, необыкновенно прекрасен. И чтобы запечатлеть эти моменты, я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие на вершину Таганайского хребта.
Сотню лет уже днями, ночами Охраняют любимый свой край, Облака подпирая плечами Малый, Средний, Большой Таганай.
На чем мы можем совершить это путешествие? Есть у меня волшебный осенний листочек, который нам поможет.
Волшебный листочек лети, лети, Красотой нас удиви.
Посмотрите, что вы видите внизу? Да, мы пролетаем над лесным массивом. Чтобы лучше разглядеть деревья, которые растут в Национальном парке Таганай, я предлагаю воспользоваться моноклями.
(дети смотрят в трубочки-монокли)
Какие деревья вы видите? Внимательно посмотрите в свои монокли, а кого вы видите в лесном массиве. Разнообразен животный мир вашего края. Какие же звери здесь водятся? Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Да-нет».
(воспитатель называет животных, если это животное обитает в Национальном парке Таганай, то дошкольники говорят «да», а если не обитает – то говорят «нет»).
Предлагаю вам снрва взять монокли и посмотреть в них. Что вы видите?
Среди деревьев я увидела поляну. Но что это? На ней стоят одни пеньки. Давайте спустимся на эту поляну. Что здесь могло произойти? Можно ли вырубать деревья?
(проводится пальчиковая гимнастика с использованием пеньков)
Лес рубить, друзья, нельзя! Пропадет тогда планета, Ведь не сразу и не вдруг, Горько говорить об этом. Мы узнали: лес – наш друг. Будем лес оберегать, Нет без леса кислорода, Деревья будем мы сажать, Сникнет сразу вся природа, Ценить каждую травинку Без него дышать не сможем, И на листике дождинку. И никто нам не поможет. Красота живая – лес, Обмелеют наши реки, Пусть растет он до небес. Высохнут они на веки, Заболеют все зверушки Вплоть до маленькой норушки.
Весной на этой поляне я предлагаю посадить здесь молодые деревца, ведь без леса жить нельзя. Наше путешествие продолжается.
Волшебный листочек лети, лети Красотой нас удиви.
Смотрите, внизу река, но необычная она. Как вы думаете как ее называют? Каменные осыпи «стекают» вниз, образуя у подножья целые «каменные реки». Эта самая крупная река находится в седловине между Малым и Средним Таганаем.
Есть у меня два камня. Какие они? Как вы думаете, какой камень я взяла из каменной реки? А второй? Чем они отличаются друг от друга?
(дети обследуют камни и выясняют какой горный камень, а какой – речной)
Наше путешествие продолжается.
Волшебный листочек лети, лети Красотой нас удиви.
Сейчас мы находимся между Большим и Средним Таганаем. Какие мы видим удивительные камни причудливой формы. На что они похожи? Здесь же можно увидеть деревья с искривленными стволами. Это, друзья, - «Долина сказок».
Я вам предлагаю превратиться в каменного сказочного героя.
Дерево качается раз, Камень волнуется два, Камень и дерево три, Сказочным героем нас удиви.
Волшебный листочек лети, лети На вершину Таганая нас приземли.
Вот мы с вами и находимся на вершине Таганая. На что она похожа? В переводе с башкирского языка Таганай обозначает «подставка Луны».
(с детьми проводится игра «Доскажи словечко»)
Ай – ай - ай - наш любимый … Таганай. Ой - ой – Малый, Средний и … Большой. Ца – ца - ца – самая высокая вершина Таганая … Круглица. Ая – ая – ая – река без воды большая … Каменная.
(дети подходят к макету города Златоуст)
Посмотрите вниз. Какой город вы видите? Обратите внимание, что Златоуст находится как бы в чаше среди гор.
Есть у нас чудесный город. Детям пусть легко живется, Всем он очень, очень дорог. Все на свете удается. Нравятся нам здесь всегда Златоуст наш подрастай, Горы, воздух и вода. Всем на радость процветай.
Мой волшебный листок прочитал ваши мысли каким вы хотите видеть свой город в будущем (ответы детей). Солнечным, красивым, уютным, богатым, чистым. Знаю, что вы юные жители принимаете активное участие в акции: «Мы – за чистый город».
Все туристы оставляют на скалах память о своем путешествии. Предлагаю вам оставить надпись на вершине Таганая надпись, которая гласит о том как вы относитесь к своей малой Родине, к своему городу Златоусту.
(дети выкладывают надпись «Мы любим Златоуст!»
Время пролетело незаметно. Пора возвращяться в детский сад.
Листом волшебным я взмахну И в детский сад вас всех верну.
Спасибо всем за увлекательное путешествие.