Светлана Яковлева
Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ОНР в подготовительной к школе группе «Мир зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать экологическую культуру детей.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Образовательные задачи:
- обобщать и уточнять знания детей о жизни зимующих птицах;
- расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
- упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ОНР в подготовительной к школе группе „Мир зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
прилагательные, обозначающие моральные качества;
- упражнять в образовании существительных родительного падежа единственного
числа;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять предложения)
- закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали, вырезать
на глаз необходимые детали.
Развивающие задачи :
- развивать связную речь, все виды восприятия, образное мышление, мелкую и общую моторику, фонематический слух.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, инициативность; заботливое отношение
к птицам, желание помогать им в трудную минуту.
Предшествующая работа:
- наблюдение за зимующими птицами;
- вывешивание кормушек на территории детского сада;
- слушание звуков зимней природы;
- чтение художественной литературы о птицах;
- экспериментирование
- словарная работа: стая, воробей, снегирь, сорока, ворона, синичка, сова, голубь, дятел, свиристель, пшеница, пшенка, плоды рябины, семена липы, семечки, просо;
Оборудования и материалы:
- аудиозапись «Голоса птиц», фильм «Зимующие птицы»;
- плоскостные изображения птиц для коврографа;
- для каждого ребенка: перо, лупа, емкость с водой, лист серой бумаги, фломастер
черного цвета, ножницы.
- тарелочка с рябиной, семечками, пшеницей, пшеном, семенами липы;
- чашечки на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, мы часто с вами путешествовали в сказку, в подводный мир, в космос, а сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по страничкам журнала «Мир зимующих птиц». Каждая страничка журнала таит в себе много интересного, занимательного и удивительного. И так, мы отправляемся в путь?
Дети: Да!
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В мир птиц мы попадаем –
Один, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
2. Воспитатель: Первая страничка журнала называется «Страничка внимания». Дети, я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядите, а если перелетной, машите руками. Будьте внимательны! (Воспитатель называет птиц, дети выполняют движения).
А сейчас, послушайте голоса (Звучит аудиозапись «Голоса зимующих птиц»).
Голоса каких птиц вы услышали?
Дети: Я услышал голос синички (воробья, голубя, дятла и т. д. Воспитатель выставляет картинки с изображением птиц на коврограф).
Воспитатель: Поиграем в игру: «Кого не стало?» Внимательно посмотрите на коврограф и запомните птиц, я уберу изображение птицы, а вы скажите, какой птицы не стало.
Дети: - нет синицы,
- нет воробья,
- нет сороки и т. д.
3. Воспитатель: Следующая страничка журнала называется «Познавательная». Я предлагаю вам посмотреть фильм «Зимующие птицы», а потом ответить на вопросы (Дети присаживаются на стулья).
Вопросы: - каких птиц вы увидели?
- что интересного про них рассказали?
- что вас удивило?
4. Воспитатель: Представим себе, что мы птички (выполнение движений в сочетании с речью)
Птички прыгают, летают (взмахи руками и повороты туловища в сторны)
Птички прыгают, поют:
Чик-чирик, чик-чирик.
Птички крошки собирают (наклон вперед, кольцами рук, собранными вместе,
постукивают по коленкам)
Зернышки клюют.
Перышки почистили (стоя прямо совершать взмахи правой рукой, стоя
прямо совершать взмахи левой рукой)
Перышки почистили
Клювики почистили (повороты головы вправо, влево)
Клювики почистили
Дальше полетели (имитируют руками взмахи крыльев)
И в кружочек сели (садятся в кружочек).
. Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Продолжи предложение, найди причину». (Дети встают в круг, игра проводится с мячом). Я начну предложение, а вы должны его закончить:
- зимующие птицы остаются зимовать, потому что (они могут прокормить себя зимой);
- голуби часто болеют, потому что (часто питаются отходами в мусорных баках);
- вороны любят жить в городе, потому что (в городе больше еды и теплее);
- сороку называют белобокой, потому что (у нее белые бока);
- снегиря назвали снегирем, потому что (он прилетает, когда выпадает первый снег);
- снегиря часто можно увидеть на рябине, потому что (он любит питаться рябиной);
- дятла можно назвать лесным доктором, потому что (он лечит деревья);
- совы любят охотиться ночью, потому что (ночью лучше видят);
- в холода и в снежную погоду птиц нужно подкармливать, потому что (птицам трудно добывать себе корм).
5. Воспитатель: Следующая страничка журнала называется «Удивительное перышко». (Дети садятся за столы, рассматривают перышко)
Задание 1. Возьмите в руки перышко ощупайте его, погладьте, проведите перышком по руке. Скажите, перышко какое?
Дети: мягкое, легкое, пушистое, воздушное, нежное, теплое.
Задание 2. Поднимите руку вверх и отпустите перышко. Что оно делает?
Дети: падает, летит, кружится, качается, опускается, ложится.
Задание 3. Рассмотрите перышко через лупу. Что вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель: У пера есть упругий стержень и опахало. Часть опахала, которая находится ближе к телу, как правило, бывает пушистой и рыхлой, это пух, он согревает птицу. От стержня идут бородки, а от них бородочки на концах которых есть крючочки. Бородочки могут соединяться и отсоединяться друг от друга. Птица может клювом легко «застегнуть» их, как замком молнии. Когда они плотно прижаты они не пропускают воздух и воду.
Задание 4. Отпустите перышко в воду. Что вы увидели? (перышко плывет, не тонет). Выньте перышко из воды и посмотрите на него через лупу. Во что превратилась вода? (вода превратилась в капельки) Большинство птиц смазывают перья специальным веществом, которое не пропускает воду.
Воспитатель: Для чего птицам нужны перья?
Дети: Перья греют птицу, защищают кожный покров от повреждений, помогают птице лететь.
7. Воспитатель: Следующая страничка журнала называется «Птичья столовая». Ребята, как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Мы можем повесить кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель: (Выставляет кормушку). Полина и Семен прочитают стихотворение «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: На тарелочках лежит разный корм. Ребята, вам нужно выбрать корм, которым можно покормить птиц (проводится игра «Выбери корм для птицы», дети подходят к тарелочкам, выбирают корм).
Воспитатель: Чем можно покормить птиц? (Каждый ребенок говорит, какой корм он выбрал)
Воспитатель: Вот и первый посетитель нашей кормушки, посмотрите кто это? (воспитатель выставляет ворону, сделанную из бумаги способом оригами). Что – то она грустная, как мы можем ей помочь?
Дети: Можно насыпать ей корм (насыпают корм).
Воспитатель: Поклевала корм ворона, смотрит по сторонам. Кого она ищет?
Дети: Ворона ищет подружек, ведь вороны часто собираются в стайки.
Воспитатель: Как мы можем помочь ей?
Дети: Мы можем сделать подружек из бумаги.
8. Воспитатель: А поможет нам в этом страничка «Умелые речки».
(Дети складывают ворону и з бумаги, и ставят поделки на кормушку)
9. Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие!
- О каких птицах вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Попросите маму или папу помочь вам сделать кормушку для птиц, вместе покормите их и птицы будут вам благодарны.