Марьяна Долгова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста «Весеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей с нарушениями зрения
старшего дошкольного возраста. Тема: «Весеннее путешествие»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
- Создавать условия для систематизации представлений детей о весне, об изменениях, происходящих в природе весной.
- Совершенствовать навык узнавания зверей в условиях затруднения восприятия по части тела, характерному признаку.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста „Весеннее путешествие“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
- Развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительное внимание.
- Развивать лексико-грамматический строй речи (образовывание притяжательных прилагательных)
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение действовать в коллективе сверстников в соответствии с указаниями педагога.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений, разгадывание загадок, наблюдение на прогулках за природой, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Подбери слово»
Планируемый результат:обучающиеся применяют знания о весне и о весенних изменениях в природе, в процессе непосредственно-образовательной деятельности обучающиеся проявляют интерес и любознательность.
Средства и оборудование: серия картинок «Подснежник»; картинки с изображениями признаков времен года; аудиозаписи «Пение птиц», «Звуки насекомых»; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц; карточки для д/упр. «Угадай, кто я?» по количеству детей; карточки с изображением насекомых; увеличительные стекла по количеству детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети здороваются с гостями.
Педагог обращает внимание на картинки, разложенные на столе.
2. Основная часть.
Работа по серии картинок «Подснежник»
Педагог. Посмотрите внимательно на картинки. Скажите, что на них изображено. Расставьте их по порядку.
Установление картин в правильной последовательности (сугроб, проталина, цветок)
Далее беседа по вопросам с опорой на серию картин.
Педагог. Вы правильно разложили картинки, а теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой из них. Что мы видим на первой картинке? Как вы думаете почему вырос подснежник?
Дети. Потому что припекло, пригрело солнышко. Снег начал таять, появились проталины. На проталинах появились цветы.
Педагог. Когда же это все происходит?
Педагог. Да, верно, весной. Вы догадались, о чем мы сегодня поговорим?
Д/упр. «Весенние признаки»
Перед детьми на столе лежат картинки с изображением признаков разных времен года. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать ту картинку, где изображен признак весны. Дети берут по одной карточке.
Педагог. Посмотрите перед вами картинки, весенний ветер все картинки смешал. Выберите по одной картинке с изображением признака весны.
Вы верно, определили признаки весны. Расскажите, что бывает весной.
Дети по картинкам составляют отдельные предложения.
Педагог. Посмотрите на оставшиеся карточки, и скажите почему вы их не выбрали?
Дети рассказывают почему именно эту картинку они не выбрали.
Педагог. Вот как интересно вы рассказали о весне. Ребята, вы нашли признаки весны, следы весны в природе. А вы знаете кто умеет читать следы?Это следопыты - это такие люди, который умеют читать по следам. Я вам предлагаю стать следопытами. Вы согласны? Я вас приглашаю в волшебный весенний лес! Как вы думаете, что такое лес? (Лес – это место, где много деревьев, кустарников. Лес-это место, где растут грибы, ягоды. Лес-это дом диких животных.) В лесу надо соблюдать правила. Давайте их вспомним.
Правила поведения в лесу «Как вести себя в лесу»
Педагог. В лесу нельзя громко шуметь и разговаривать.
Скажите мне, почему нельзя громко разговаривать в лесу?
Дети. Потому что можно напугать лесных жителей.
Педагог. Правильно, чтобы не напугать лесных жителей.
В лесу нельзя жечь костры. Почему нельзя жечь костры?
Дети. Может возникнуть сильный пожар, который причинит большой вред.
Педагог. В лесу нельзя разбрасывать мусор. Почему нельзя разбрасывать мусор в лесу?
Дети. Это дом для зверей и птиц и его нельзя загрязнять.
Педагог. Правильно!Нельзя ломать ветки. Почему нельзя этого делать?
Дети. Потому что когда-нибудь птица совьет на ней гнездо.
Педагог. Правильно!
Дети. Нельзя вырывать цветы с корнем.
Педагог. Правильно! Почему нельзя этого делать?
Дети. Они могут навсегда погибнуть.
Педагог. Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. Теперь мы с вами можем отправляться в лес.
Запомните, ребята, эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Вы готовы отправиться по следам?
Педагог. Как вы думаете какие-нибудь приборы нужны следопытам? Что это? Да, верно, это лупа. Как ты думаешь для чего она нужна? Чтобы что-то хорошо рассмотреть, и чтобы увидеть мелкие детали вам понадобится прибор. Совершенно верно, с помощью лупы можно что-то рассмотреть, даже самые мелкие детали. Возьмем их с собой. Они на могут пригодиться.
Педагог. А как нужно с лупой обращаться?
Дети. Не трогать за стекло, оно может запачкаться, держать лупу только за ручку.
Педагог. Итак, лупы мы возьмем с собой, и отправляемся в весенний лес. Закрывайте глаза, повернитесь вокруг себя- открывайте глаза. Посмотрите ребята, мы с вами попали в лес. В волшебном весеннем лесу прошел дождь и на земле посмотрите остались чьи-то следы. Как вы думаете чьи это следы (Следы птиц) Как вы догадались, что это следы птиц?
Педагог. Ребята, закройте пожалуйста глаза. Послушайте.
Звучит аудиозапись «Пение птиц»
Педагог. Что вы сейчас услышали?Верно пение птиц. Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? Почему они называются перелетными? Почему осенью они улетели, а весной прилетели обратно?
Д/упр. «Перелётные и зимующие птицы»
Педагог. Уважаемые следопыты, а птицы, которые не улетали в теплые края, как они называются? Я вам предлагаю поиграть в игру, проверить, как вы хорошо отличаете перелетных и зимующих птиц.
Дети делятся на две команды. Одна команда (2-3 ребёнка) отбирает картинки с изображением перелётных птиц, вторая команда отбирает картинки с изображением зимующих птиц, и помещают их на мольберты.
Педагог. Ребята, а теперь поменяйтесь местами, проверьте друг друга. Верно определили зимующих птиц?Молодцы,следопыты, вы различаете зимующих и перелетных птиц! С этим заданием вы справились.
Педагог. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу. Посмотрите еще чьи-то следы?Как вы думаете чьи это следы? (Следы зверей)
На полу следы диких зверей.
Педагог. Да верно, это следы зверей. Что-то не видно зверей? Ребята поможете мне их найти? Пройдите за столы.
Педагог напоминает о правильности посадки за столами. Вспомните, пожалуйста, как надо сидеть за столом.
Д/упр. «Угадай, кто я?»
Педагог. Посмотрите, на карточки, вам надо отгадать зверя по части тела и цвету шерсти. Подберите соответствующую картинку животного.
Проверьте друг друга, правильно узнали животных.
Педагог. Миша, как ты догадался что это заяц?
Д/упр. «Чей? Чья? Чьи?»
Педагог. Замечательно, вы верно узнали животных по части тела и цвету шерсти. Ребята, какие изменения происходят в жизни зверей весной? Почему животные линяют? Почему не оставляют теплую шерсть? (медведь и еж просыпаются после спячки, заяц и белка меняют шерсть,у каждого зверя, весной на свет появляются детеныши.) Совершенно верно! С наступлением весны жизнь животных очень меняется.
Звучит аудиозапись «Звуки насекомых (комар, шмель, кузнечик).
Педагог. Следопыты умеют определять зверей не только по следам. А это звери были, кого вы услышали?
Д/упр. «Найди насекомое»
На столе карточки с изображением насекомых.
Педагог. Возьмите лупы! Мы продолжаем наше путешествие в страну увеличительного стекла. Посмотрите через лупу, с её помощью рассмотрите кто изображен на карточке и найдите его в таблице.
Что происходит с насекомыми с наступлением весны?
3. Подведение итогов
Педагог. Какое интересное путешествие у нас получилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова закроем глаза, раз, два, три и повернёмся вокруг себя. Открывайте глаза, вот мы и снова с вами очутились в нашей группе, понравилось вам наше путешествие? Где же вы побывали сегодня? Кем сегодня были? Почему вы так назывались? Какое задание понравилось больше всего? Что больше всего тебе запомнилось? Хотели бы вы еще оказаться следопытами?
Дети прощаются с гостями.