Эвелина Черничкова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Волшебная водица — на все руки мастерица!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять и обобщать представления детей о свойствах воды, способствовать установлению связанных с ними закономерностей в процессе экспериментирования.
Интеграция образовательный областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи
Речевое развитие:
Закреплять понятие «иней».
Художественно-эстетическое развитие:
Закреплять умение регулировать насыщенность оттенка;
Создавать условия для изготовления новогодних игрушек из воды путем их заморозки;
Физическое развитие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Волшебная водица — на все руки мастерица!“» размещена в разделах
Обеспечить отдых детей в процессе образовательной деятельности;
Обеспечить смену вида деятельности в соответствии с возрастосообразной продолжительностью непрерывной образовательной деятельностью.
Методы и приемыПрактические:
Проведение опыта с водой «Домашние облака»;
Изготовление новогодних игрушек из воды путем их заморозки.
Наглядные:
Использование изображения примеров новогодних игрушек, в том числе стеклянных.
Словесные:
Предварительная беседа о зимних явлениях природы;
Загадка по теме «Вода».
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал. Стеклянная 3-х литровая банка, противень или металлическая крышка, несколько кубиков льда; изображения новогодних игрушек, в том числе стеклянных.
Раздаточный материал. Формочки из под конфет, вода, акварель, нитки.
Предварительная работа: беседа о сезонных изменениях природы в зимний период; в ходе непосредственного взаимодействия детьми рассуждение на тему свойств воды, обращение внимание на облака, причины возникновения тех или иных природных явлений.
Логика образовательной деятельности
Вступительная часть (мотивационный этап)
Воспитатель вносит инвентарь для проведения опята «Домашнее облако», а именно – 3-х литровую стеклянную банку, противень или металлическую крышку, лед.
Воспитатель (В): Ребята, пожалуйста, посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нам могут пригодиться!
Ответы детей (ОД): Для компота, для огурцов, для воды, для капусты…
В: И правда, обычно в подобные банки помещают огурцы или капусту и закрывают их крышкой. Но сегодня они нам понадобятся совершенно для другого. Есть еще один компонент, его здесь нет, но без него ничего не получится. Сейчас я вам загадаю загадку, ответ на нее и будет недостающим компонентом.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
(Вода)
ОД
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
В: Да, верно, это вода. Я уверена, вы уже знаете много о ней, какие ее свойства вы можете назвать?
ОД: Вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха, может становится твердой (превратиться в лед, может превращаться в пар…
В: Ого, вы и правда знаете немало о воде. Но ответьте мне на вопрос, вода действительно может стать паром, но как она в него превращается?
ОД: Нужно нагреть воду…
В: Да, но до определенной температуры, она должна целых 100 градусов. А может пар снова стать водой? А как? Интересный вопрос? А как появляются облака?
В: Знаю, столько вопросов, но ответить на них нам поможет всего один опыт, для него нам и нужны эти предметы. Однако это все-таки не все, что нам нужно, есть еще один секретный компонент, это тоже вода, но твердая, что это?
ОД: Лед
В: Да, вот теперь мы готовы приступить. Итак, мы сейчас с вами сделаем самые настоящие облака, но в банке, они у нас будут домашние.
Опыт «Домашние облака»
Чтобы облако получить,
Горячей воды надо в банку налить,
Лед приготовить, поставить на банку.
Эксперимент получился.
Воздух вверх и охладился,
Водяной пар в облако превратился
Наливаем в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Кладем на крышку несколько кубиков льда и ставим ее на банку. внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаком при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
В: Итак, что мы с вами увидели?
ОД: Пар от горячей воды стал подниматься вверх, получились облака, на стенках банки появились капельки…
В: Верно, а как вы думаете, из-за чего получились облака? Зачем нам был лед сверху?
ОД: Из пара…
В: Да, действительно из пара, но почему? Когда пар поднялся вверх, он встретился с холодной крышкой и охладился. От этого капелькам в паре стало холодно, и они начали прижиматься друг ко другу, так и получились облака. А когда сжимается очень много капель, облако становится слишком тяжелое, и тогда капли вновь падают на землю. Так появляются настоящие облака и дождь. Наша Земля греется на солнце и сама начинает греть воздух. Вода понимается вверх, а чем выше, тем теплее или холоднее?
ОД: Холоднее/теплее…
В: На самом деле холоднее. Мы уже сказали, что солнце нагревает.? (землю, а уже земля воздух, получается, чем выше, тем? (Холоднее) Мы с вами выяснили, откуда берутся облака, но у нас был еще один вопрос, кто помнит какой?
ОД: Может ли пар снова стать водой?
В: Вы уже можете на него ответить? Что поднялось вверх и стало облаком? (Пар) А когда в облаке слишком много капель, что происходит? (Они падают на землю в виде дождя) Выходит, может пар снова стать водой или нет? (Может) А что для этого нужно? Когда пар поднялся наверх, что с ним произошло? (Он охладился) Получается, чтобы вода стала паром, нужно ее нагреть, а чтобы пар стал водой, нужно… (Его охладить)
Отлично, давайте с вами чтобы и нам не замерзнуть, немного подвигаемся.
Физкультминутка «Не замерзаем»
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Воспитатель размещает на доске изображения разный новогодних игрушек, в том числе стеклянных.
В: Посмотрите ка на доску, что вы видите?
ОД: Это новогодние игрушки.
В: Верно, недавно нам принесли елку, скоро будем ее украшать. Но наша площадка останется совсем ненарядной, давайте это исправим! Сделаем украшения, но не простые, а ледяные. Как?
ОД: Заморозим воду.
В: Да, конечно, они буду будто стеклянные. Это еще одно свойство воды, с которым вы уже очень хорошо знакомы. Сейчас я вам раздам формочку для игрушки, ниточку, воду и акварель. Сначала окрасьте воду в какой хотите цвет, затем налейте воду в формочку, сложите ниточку пополам и опустите ее концы в формочку. Мы вместе с Надеждой Михайловной разместим их на улице, ведь там? (Мороз) А завтра на прогулке мы посмотрим, что у нас получилось и украсим нашу площадку. Приступим!
Воспитатель организует последовательное изготовление игрушек. В процессе изготовления педагог обращает внимание детей, что оттенок воды можно сделать ярче или светлее, добавив больше или меньше краски, задает вопросы, направленные на закрепление результатов опыта.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
В: Какие чудесные игрушки, у нас будет самая нарядная площадка. У нас игрушки не простые, а? (Ледяные). Для этого что мы сделали? А что еще умеет вода? (Превращаться в облака) Теперь вы можете сделать облака прямо у себя дома, а еще изготовить игрушки из обычной воды! Вы самые настоящие исследователи!