Наталья Лысых
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет «Такие волшебные пуговицы»
Цель: формировать представления детей о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности, закрепить знания детей о пуговицах и их назначении.
Задачи:
Образовательные:
• расширять и конкретизировать представления о пуговицах и их назначении;
• знакомить детей с разнообразием пуговиц ;
• формировать познавательные интересы и мотивацию;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет „Такие волшебные пуговицы“» размещена в разделах
• закрепление представлений о форме (круглые пуговицы, квадратные, треугольные, овальные); размере (большая, поменьше, маленькая); цвете ; материале (пластмассовые, деревянные, металлические)
• развитие мелкой моторики ;
• развитие тактильного восприятия ;
• развитие коммуникативных качеств, умения работать сообща;
• развитие связной речи;
• обогащение словарного запаса детей
Воспитательные:
• формирование навыков сотрудничества;
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование эстетического вкуса;
• развитие инициативности и самостоятельности.
• формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Оборудование :
коллекция пуговиц, пособие для развивающей игры, заготовки для продуктивной деятельности, декоративные поделки из пуговиц, презентация «Пуговицы и современность»
Ход НОД:
Дети выходят и становятся в круг
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Воспитатель: А утро, я вижу, действительно доброе! Глазки у вас озорные, любопытные. Интересно, вам хочется поскорее стать взрослыми?
А мне, вот вчера захотелось вернуться в детство, стать опять ребенком. Я могу это сделать? Вернуться - нет, могу только вспомнить. Я вчера, друзья мои, обнаружила вот эту шкатулку и вспомнила свое детство.
- Как вы думаете, что в ней может лежать? (предположения детей)
Хотите, покажу? А в ней, ребята, пуговицы! Вот она мне напомнила о моем детстве. Моя мама большая рукодельница, многое умеет делать руками: вышивать, вязать варежки, носки, шить одежду. У нее всегда было много разных пуговиц. Я с огромным удовольствием с ними играла. Когда у меня появились дети, я тоже училась шить, вот так пуговицы оказались в шкатулке, мои и мамины.
А зачем нужны пуговицы? (ответы детей)
Посмотрите друг на друга, есть у вас пуговицы?
Совсем мало. А когда я была маленькой, даже, когда ваши мамы были маленькими, пуговицы были везде: у девочек на платьишках, у мальчиков на рубашках, на куртках, пальто, кофточках.
Хотите их рассмотреть и потрогать? Я их выложу на стол.
Расскажите, какие пуговицы вы увидели?
-Что о них можете рассказать?
-По размеру одинаковые?
-По форме? Какие вы увидели?
-Из чего сделаны? Значит какие? (пластмассовые, металлические, деревянные, тканевые)
-Как пуговицы крепят к одежде?
-Как пришивают? У одних пуговиц – дырочки, а у других ушко. У нас с вами что есть на голове – уши, а ласково? (ушки, а у пуговицы, у иголочки - ушко.
А как ласково назвать пуговицу - пуговичка, пуговка.
-Вам нравится разглядывать пуговицы, трогать их?
(Раздается шум, бормотание, вбегает Карлсон)
Карлсон Спокойствие! Только спокойствие! Я ее обязательно найду!
Я мужчина в расцвете сил и в таком виде. Ай-ай-ай! Так не годится.
Ой, куда это я попал?
Воспитатель: Дети, вы узнали, кто это? Здравствуй, милый Карлсон! Ты попал в детский сад. Чем ты так огорчён?
Карлсон: Оторвалась, потерялась пуговица моя.
Что же делать, ребята, как поступить? Карлсон оказался в такой, прямо скажем, неприятной ситуации.
Дети: Помочь ему отыскать пуговицу. Или дать другую, похожую.
Воспитатель: Посмотри, какие у нас есть пуговицы. Может и твоя здесь.
Карлсон: Ого, сколько вы нашли пуговиц! Я свою так сразу не увижу!
Воспитатель: Ребята, давайте разложим пуговицы в коробочки, в одну – большие, в другую – маленькие.
Карлсон: Не вижу я похожую на свою.
Воспитатель: Разложите по - другому, в одну коробочку с дырочками, в другую - с ушком.
Карлсон: Нет здесь моей.
Воспитатель: Дети, выберите для Карлсона яркие пуговицы. Это какие?
Дети: Красные, оранжевые и т. д.
Карлсон: Нет у вас такой пуговицы, моя была совсем другая, необычная, старинная.
Воспитатель: Что это значит «старинная». Знаете, ребята? Старая что ли?
Карлсон: Это значит, что сделали ее очень давно, ну очень давно, когда пуговицы носили только мужчины.
Воспитатель: Ой, как интересно! Неужели такое было, что пуговицы были только на мужской одежде? Может было время, когда пуговиц совсем не было? А как появились, как выглядели, из чего были сделаны?
Интересные вопросы, правда, ребята. Мне очень хочется узнать на них ответы. А вам? Ты нас просто заинтриговал, Карлсон. А ты нам можешь рассказать?
Карлсон: Я самый умный мужчина в мире, но… этого я про пуговицы не знаю.
Не расстраивайся, Карлсон. Ребята, а мы можем сами узнать историю происхождения пуговиц? Кто нам может помочь? Конечно, помогут родители, интернет, мы почитаем в книгах, в библиотеку сходим. Может даже начнем собирать коллекцию, правда, ребята? А пока, Карлсон, выбери себе какую хочешь.
Ребята, предложите Карлсону пуговицу, которая вам понравилась.
Карлсон: Красивая, даже настроение поднялось, пошалить сразу захотелось.
Воспитатель: Ну, что ж, пошалите, дети это тоже любят. А как закончится музыка, соберите на коврике пазлы-пуговицы.
ФИЗМИНУТКА-«Топай-хлопай»
(Дети вместе с Карлсоном собирают пазлы-пуговицы)
Воспитатель: Видишь, Карлсон, какие красивые пуговицы, жаль только, что на одежде их сейчас очень мало.
Карлсон: Зато сейчас пуговицы используются для декора.
Воспитатель: Что-что?
Карлсон : Пуговица -декоративный элемент. Ими украшают одежду, сумки, поделки для дома и многое другое. Хотите покажу?
(выставка поделок, показ слайдов)
Воспитатель: Мне тоже захотелось что-нибудь украсить пуговкой,
Карлсон: Предлагаю украсить декоративный цветок!
Воспитатель: Подготовим пальчики. (Железновы «Дружные пальчики», «Цветочек» - пальчиковые игры под музыку)
(Выкладываем цветок из пуговиц на заготовке, получается декоративное панно)
Карлсон: Молодцы, классно получилось! Это красивое панно можно повесить на стену в группе.
Спасибо, вам, ребята, за помощь. Вы такие отзывчивые и добрые. Я рад, что попал к вам.
Воспитатель: И тебе спасибо, Карлсон, за подсказку. Мы теперь с ребятами будем узнавать все о пуговицах, вместе с родителями собирать коллекцию, играть с пуговицами, делать поделки.
Давай, я помогу тебе пришить пуговицу, а ребята поиграют с пуговицами, выложат из них что-нибудь по своему желанию - машину, цветок, буквы, цифры или узор, можно объединиться для этого в пары.
Дети: До свидания, Карлсон, приходи к нам еще.