Альбина Попова
Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе «Откуда к нам на стол хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления о значимости хлеба через знакомство детей с процессом выращивания зерновых культур и изготовления хлеба в познавательной деятельности.
Задачи: систематизировать представления о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий; выразительно прочитать стихи, объяснить смысл пословиц о хлебе; ответить на вопрос, почему «хлеб одно из самых величайших богатств на земле»; осознать ценность труда по выращиванию и изготовлению хлеба.
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе „Откуда к нам на стол хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
Колобок: - Здравствуйте ребята! Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… А как я к ним вообще попал не помню. Вы мне не подскажете?
Колобок: - Помогите мне отгадать вот такую интересную загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкуснее и полезней нет. (хлеб)
Воспитатель: - А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!
- Кто скажет, почему?
Колобок: откуда берется у нас дома хлеб?
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А что за путешествие нас ждет, если мы будем говорить о хлебе? (Путешествие хлеба с поля к нам на стол). Правильно! Во время нашего путешествия мы с вами узнаем секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел. Путь этот долог: от зернышка до каравая. Итак, путешествие начинается.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена. Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно? (сеялки)
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло? (Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это?
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться. Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей). Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку.
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни. На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.
Из чего печется хлеб?
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Воспитатель: - Ребята давайте подойдем к столу. (На столе в тарелочках лежит мука, зерно). Ребята, перед тем как пекари начинают работу с мукой, как вы думаете, что нужно сделать? (Помыть руки, и надеть передник, дети моют руки, вытирают из заранее приготовленными полотенцами и надевают фартуки)
Воспитатель: - Давайте потрогаем руками пшеничную муку. Что можно сказать про муку? Она какая? (мягкая, рассыпчатая, белого цвета)
- А что нам нужно добавить в муку, чтобы получилось тесто? (На столе стоит поднос с продуктами: тарелочка с сахаром, солью, дрожжи, мука, масло подсолнечное, вода).
- Давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто.
Пальчиковая гимнастика «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
-И вот тесто замешано, его можно положить в форму и поставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
-А что еще можно испечь из теста, кроме хлеба? (Булочки, печенье, торты, пироги, сухари)
Воспитатель: А как все эти продукты называются, одним словом? (Хлебобулочные изделия). Дети, посмотрите, сколько интересных изделий можно испечь из муки (рассматривают). Я предлагаю вам изготовить из теста любое хлебобулочное изделие.
Практическая работа: дети изготавливают из теста хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет-
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб.
Итог: Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит
Хлеб «головою» считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
О хлебе есть пословицы, которые говорят о его важности. Какие пословицы вы знаете?
«Хлеб – всему голова»
«Каравай хлеба не свалится с неба».
«Без печки холодно, без хлеба голодно».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
«Худ обед, когда хлеба нет».
«Хлеб –наше богатство»
«Не трудиться, хлеба не добиться»