Руфина Вэнго
Конспект занятия по развитию родной речи «В гости к ненецкой девушке Саване»
Тема: «В гости к ненецкой девушке Саване»
Цель: Способствовать умению макетировать из бумаги, закреплять знания детей о том, где и как живут коренные жители Таймыра- ненцы
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение макетировать из бумаги : использовать способ закручивания бумажной полоски в трубочку,
Публикация «Конспект занятия по развитию родной речи „В гости к ненецкой девушке Саване“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развивающие : Развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к коренным жителям Таймыра, внимательное отношение к товарищам.
Материал: Макет балка, ненецкие куклы- нухуко, на каждого ребёнка пустая пачка из под чая, ножницы, клей, канцелярский нож, основа для коллективной работы, ноутбук
Словарная работа: балок- переносное жилище народов севера-полок, ненецкая куклу-нухуко, нарты- хан, олень- ты, нюк -полок ея, окно-сидер**си, оленья упряжка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстративного материала «Жилища северных народов», беседа «Жизнь и быт северных народов», проводилась игра «Найди пару»(изучение ненецких слов, части тела, животные). Изготовление с детьми искусственного снега.
Ход
I. Орг момент.
Раздается стук в дверь, приходит почтальон Хевеко, приносит красиво оформленное письмо,.
Хевеко: Торова, сава мун то* (Принес вам письмо)
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, на нё м: Адрес п. Носок, Носковский детский сад, старшая группа, от Саване.
Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Саване, я живу в тундре, у меня есть свое жилище-балок, ненецкие куколки-нухуко, посмотрела ваше видео, вы очень доброжелательные, творческие ребята, приглашаю вас ко мне в гости, смастерить для моих нухуко балки».
Воспитатель: Ребята, нас приглашает девушка Саване к себе в тундру, погостевать у ней в балке, и смастерить для ненецких куколок-нухуко балки. А как мы к ней попадем, в тундру? (Дети предлагают варианты)
Воспитатель: Чтоб попасть к Саване в тундру, мы поедем на оленьих упряжках. Что такое оленья упражка?
Дети: Нарты, запряженные оленями.
Воспитатель: Нарты- по-ненецки хан, олень- ты
II. Основная часть
1. Теперь, ребята давайте поиграем в игру «Нарты»
П / И «Нарты» Двое детей- олени, остальные дети садятся на импровизированные нарты. Приезжают к стойбищу, там их встречает Саване, приглашает к себе в балок.
Саване : Торова, мят тюда** (Здравствуйте, заходите в балок)
Дети : Торова
Воспитатель: Торова, Саване, какое у тебя красивое имя, что оно означает?
Саване : Мое имя означает- хорошая девушка, женщина.
Воспитатель, ребята, давайте и мы познакомимся с Саване, назовите свои имена. (Дети называют имена)
Воспитатель: Саване, расскажи нам, пожалуйста, какие народности живут у нас на Таймыре?
Саване : У нас на Таймыре живут люди 5 этносов, ненцы, долгане, энцы, эвенки, нганасане.
Воспитатель: Ребята, мы с вами какой национальности?
Дети: Ненцы
Воспитатель: Ненцы живут – в тундре, летом они живут в чуме, а зимой –в балке. Как называется жилище нашей Саване?
Дети : Балок
Воспитатель: По-ненецки балок называется полок
Воспитатель: Давайте рассмотрим балок, что у него есть. Балок построен из толстых реек, имеет форму прямоугольника (параллелепипед, покрыт он нюком (Полок ея) из оленьих шкур, есть окно (сидер**си, чтоб было светло, двери (нё, имеется место для постели, тоже из оленьих шкур, называется Вав или Пэн,а, люди там спят и сидят, согревают балок железной печкой (чумя*, которая топится тальником (неро, печка топится только днем, когда готовят кушать, ночью не топится. Вместо стола низкий узкий столик, который во время еды ставится по середине балка. А стоит балок на полозьях, как думаете, для чего полозья? (Показ элементов на основе игрушечного балка)
Дети: Чтоб можно было передвигаться с места на место.
Воспитатель: В одном балке могут жить по одной, две семьи, и у каждого члена семьи своё занятие, женщина следит за детьми, готовит кушать, шьет одежду и покрытие для жилище, мужчины ездят на охоту и рыбалку, мастерят нарты, балок, следят за оленями, дети играют в игрушки, называются они н,ухуко. (рассматриваем игрушки). Из чего из изготавливают?
Дети: Из клюва гуся, утки.
Воспитатель: Смотрите, как думаете, эта н,ухуко – женщина, девушка, мужчина? (Дети отвечают)
Воспитатель: Н,ухуко шьют бабушки, мамы, старшие сестра.
Воспитатель: У ненцев очень много наставлений. Что такое наставления?
Дети: наставления- это совет, просьба взрослых детям
Воспитатель: Давайте расскажу вам несколько наставлений,
1. Гостя обязательно нужно угостить чаем- иначе счастье тебя потеряет
2. С добычей нужно обязательно поделится с соседями, не то удача вас покинет, если папа или брат поймали рыбу, нужно угостить соседей
3. Не трогай руками яйца птиц, почуяв запах ваших рук, птица покинет свое гнездо и яйца не вылупятся.
4. Никогда не бросай мусор, грязь в воду, на землю- иначе обидится, рассердится Бабушка- Дух воды и земли и пошлет на тебя беду.
Воспитатель: Ребята, интересные и важные наставления у ненцев?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего нас приглашала к себе Саване?
Дети: Чтоб изготовить для ее кукол балок.
2. Воспитатель: Ребята, перед тем как пригласить вас в мастерскую, предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару», я раскидаю на пол картинки, точно такие же картинки будут у меня, буду называть карточку по-ненецки, вы должны ее найти, принести мне и назвать свою картинку.
Проводится игра малой подвижности «Найди пару»
3. Работа по макетированию балка из пустых пачек чая.
Воспитатель: Все молодцы, отдохнули, теперь за работу
Перед тем как начать работать, давайте вспомним правила работы с острыми предметами:
Не отбирать предметы, попросить соседа, канцелярским ножом работать аккуратно, медленно, иначе можете пораниться.
Показ работы:
Для того, чтобы сделать балок, принесла вам пустые пачки чая, фломастеры, канцелярские ножи, клей, полоски бумаги- 2 узкие и одна широкая. Нам нужно для начала склеить торчащие бумаги на пачке. Из двух полосок картона мы сделаем полозья, для этого один конец полоски намажем клеем и приклеим на одну из узких сторон пачки, другой конец полоски картона чуть скручиваем с помощью пальцев рук. Теперь фломастером намечаю место где будет наше окно и дверь. По намеченным линиям аккуратно, канцелярским ножом делаем прорезь. Полоску бумаги накручиваем на фломастер в трубочку, конец полоски намажем клеем и приклеиваем. Получилась труба для балка, теперь с помощью клея клеим на основу нашего балка, получился у нас чудесный балок. Настоящее зимнее стойбище.
Воспитатель: Поработали на славу, руки устали, сделаем физминутку
4. Физминутка «Северные олени»
Как олени резко скачем (бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь- остановились (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох-выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на нарты все садись (Присесть на импровизированные нарты)
III. Итог. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, к кому мы ездили в тундру?
Для чего нас Саване пригласила?
Как называется жилище ненцев?
Балок – это зимнее или летнее жилище?
Из какого материала мы делали макет балка?
Как переводится на ненецкий язык чумя?
Как переводится на ненецкий язык сидер**си?
Воспитатель: Давайте теперь по круг передадим нухуко и поблагодарим соседа за проведенное вместе занятие. (дети говорят друг другу добрые слова).
В конце занятия дети любуются работами сверстников и дарят работы Саване.