Плюсенко Марина
Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе «В гости к матрешкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с русской матрешкой;
формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
учить называть свойства и качества предметов;
Развивающие: формировать грамматически правильную речь; обогащать речь детей словами: матрешка, русская, красивая, мастер, загорская, полхов- майданская, народная;
развивать эстетический вкус;
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе „В гости к матрешкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к труду мастеров, изготавливающих русскую матрешку, его результатам. Материалы и оборудование: игрушки-матрешки; иллюстрации с изображением процесса изготовления матрешек, изображения матрешек, материалы для дидактической игры.
Ход:
1. Мотивация.
Педагог. Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. (Матрешка)
Педагог показывает несколько матрешек.
2. Беседа воспитателя.
Рассказ педагог сопровождает показом иллюстраций с изображениями матрешек.
Воспитатель: Сегодня я напомню вам, откуда появилась в России кукла-матрешка. Эта веселая игрушка — расписная матрешка — родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Однажды у друзей художник увидел деревянную куклу, которую кто-то привез из Японии. Эта была игрушка-неваляшка, внутрь нее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. Художнику очень понравилась эта идея, и он придумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с сюрпризом: внутри куклы находилась кукла поменьше, а в той — еще меньше, и еще, и еще. (Показ фотографий.) С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пестрый передничек. У всех сестричек наряды были разные. (Выставка матрешек.)
Посмотрите, ребята, внимательно на этих красавиц. Какие сарафаны у матрешек? (У одной — красный, у другой — синий с цветочками, у третьей — малиновый в белый горошек, у четвертой — яблоки на переднике.)
Назвали красавицу старинным русским именем Матрена, а ласково — Матреша. Вы помните, из чего сделана матрешка? (Ответы детей.) Правильно, из дерева. Начали точить матрешек в русских селах, где умельцы издавна работали с деревом: в Сергиевом Посаде (Загорске, в селе Полховский Майдан и других.
Педагог предлагает детям послушать рассказ об этих видах матрешек.
Воспитатель: Если внимательно рассмотреть загорскую матрешку, вы увидите, что она отличается от полхов-майданской. Загорская матрешка наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, в руках держит узелок, корзину или цветы. Расписывают загорскую матрешку по белому дереву, на ошкуренную поверхность сразу наносят гуашь, используя чистые яркие цве- та. Посмотрите и назовите, какие? (Синие, красные, зеленые.) Платок у загорской матрешки завязан узлом.
Мастер рисует рукава кофты, сарафан. Рукава кофты расписывают полоской узора. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается: если приложить кисть с краской — остается след-лепесток или листок. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.
А вот перед вами другая матрешка — полхов-майданская (показ матрешки). Она заметно отличается от загорской. У нее цветочная роспись, очерченная четким черным контуром. Также обратите внимание на цвета. Какие краски использовал мастер для ее росписи? (Фиолетовые, желтые, оранжевые, красные, темно-зеленые, черные.) Вместо сарафана и передника — широкий овал, весь заполненный крупными розанами, колокольчиками, яблочками и кудрявыми листочками. Овал лица, брови, глаза, нос, даже рот намечаются черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана.
У этих матрешек концы платка не завязаны, он ниспадает с головы. Нет сарафана и фартука, вместо этого — условный овал на двухцветном фоне: верх — красный или желтый, низ — зеленый или фиолетовый. Вверху в овале — лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. И главное отличие: мастера выводят на каждой матрешке свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Дидактическая игра «Залатай фартук»
Воспитатель: Ребята, у матрешек порвались фартучки, давайте поможем починить их. Дети играют Педагог привлекает внимание детей к выставке иллюстраций, альбомов. Дидактическая игра «Выбери матрешку» Воспитатель: Расскажите, какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу и объясните, почему она вам понравилась.
Примерные ответы детей
• Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом, — это самая красивая русская матрешка.
• Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, красивое лицо.
• У этой матрешки цветы, ягоды, листья обведены черным контуром.
Физкультминутка
Хлопают в ладоши Дети хлопают в ладоши
Дружные матрешки На ногах сапожки — Показывают ножки.
Топают матрешки.
Влево, вправо повернись, Всем знакомым поклонись. Наклоняются.
Девчонки озорные — Матрешки расписные, Дети кружатся.
В сарафанах ярких, пестрых Приседают.
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Качают головами.
Веселые матрешки. Хлопают в ладоши.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? (С матрешкой.) О каких матрешках вы сегодня узнали много интересного? (О загорской и полхов-майданской.) Почему их так называют? ( Потому что они сделаны в разных местах: в Сергиевом Посаде (Загорске) и Полховском Майдане.) Правильно, ребята, эти матрешки сделаны в разных уголках нашей страны, поэтому их так и называют — загорская (или Сергиево-Посадская) матрешка и полхов-майданская.