Валентина Тумайкина
Конспект НОД по изучению мордовскгого языка «В гости к матрешкам»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»
«ЭРЬЗЯНЬ КЕЛЬ»
Подготовила и провела: Тумайкина В. Н
ЦЕЛИ И ЗАДЧИ.
Развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку,
стремление к общению на мордовском языке.
Публикация «Конспект НОД по изучению мордовскгого языка „В гости к матрешкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Мордовия
- Темочки
Способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.
Учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух.
Знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.
МАТЕРИАЛ.
Картины с изображением диких и домашних животных, продукты питания
/хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/, кукла в национальном костюме, деревья, кустарники, домик, картины с изображением птиц, маска-шапка петуха, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель здоровается по-мордовски с детьми, дети отвечают ей.
Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
В. Ребята, давайте посмотрим от кого это письмо.
- Нас приглашают в гости мордовские матрешки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.
/ На столе приготовлены : хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/
Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:
Д. «Мон саян кши», «Мон саян куяр» и т. д.
Загадки о продуктах.
Ашо, прок лов
Тантей, прок медь /сахар/
Кежев атя модасо
Оршазь тюжа шубасо
Кие сонзе кайсевтьсы
Сень лайшевтьсы /лук/
В. Дети продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.
- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».
Д. Паро ки ланго
/Дети идут и подходят к лесу/
/Картины, изображения животных, птиц/
На пенечке сидит кукла в национальном мордовском костюме
Дети здороваются с ней на мордовском языке :
Д. Шумбрачи ялгай
-Шумбратодо
- Кода тонь леметь? /Как тебя зовут?/
-Монь лемем Настя. /Кукла знакомится с детьми, спрашивает как их зовут/
Д. Кода тонь леметь?
Дети: Монь лемем Ваня и т. д.
- Настенька, что ты такая грустная?
-Я заблудилась.
В. Ребята, давайте мы для нее расскажем потешки, дразнилки, чтобы она развеселилась.
/Дети рассказывают на мордовском языке/
В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Настенька. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.
/Заходим в «лес», слышно пение птиц/
В. Ребята, куда мы пришли?
- Кто знает загадку про лес?
/Кизна шубасо
Тельня штапо/
В. Ребята, посмотрите сколько птиц в лесу!
-Каких птиц вы знаете?
/Ответы детей/
В. А кто вспомнит и прочитает стихотворение про птицу- скворец на мордовском языке?
Д. Чтение стихотворения «Письмар»/
В. Я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах
/Беседа/
- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Повторите это слово за мной.
/Дети проговаривают слово/
Д. Хорошо в лесу! А чтобы наши легкие наполнились чистым воздухом, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
В. Посмотрите, в лесу много зверей. Настенька, дети знают, как они называются по-мордовски.
/Дети называют/
В. Дети еще знают загадки про них. Они загадают, а ты Настенька догадайся кто это:
Кизна яки
Телень перть уды /Медведь/
Салмукс марто яки
А стамо а машты /Еж/
В. Ребята, идемте дальше, а то матрешки, наверное, заждались.
/Подходят к домику. Возле дома на скамейке сидит кошка, на лужайке корова, теленок, коза, лошадь, свинья, на крылечке – собака.
В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Их что-то самих не видно, но посмотрите, какое у них хозяйство! Назовите, кто у них живет по-мордовски.
- А теперь загадаете загадки о них:
Д. А сэреди, соньс кувци
Яки кувци, мадии-кувци /Свинья/
Аволь столяр, аволь плотник,
Велесэ вадря роботник /Лошадь/
Сисем оймензэ
Фонарть сельмензэ /Кошка/
В. Посмотрите, а здесь петушок с семьей. Кто здесь?
Д. Атякш, сараз, цыпакат/
В. Мы с вами знаем мордовскую игру, давайте в нее поиграем.
Называется игра «Петушок».
В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.
Д. Шумбратадо, Матрешкат!
- Шумбрачи, тенк!
- Ребята, давайте посчитаем их на мордовском языке
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, веете/
-Ребята, пока вы их считали они мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали не красивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.
/Дети подходят к столам/
В. Какие элементы мордовской росписи вы знаете?
В. Какие цвета используются в мордовском узоре?
/ Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.
В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам и исполним хоровод «Авкай мон вирев».
Литература
1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.
2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.
3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.
4. Брыжинский А. И «Лисьмаприне». Саранск 1996г.