Галина Гридина
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Эти удивительные камни» в подготовительной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с многообразием камней. Их свойствами и особенностями
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую деятельность.
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Познакомить с природным явлением - вулкан.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности „Эти удивительные камни“ в подготовительной группе ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Материалы: образцы речных и морских камней, угля, мела; кусочек дерева, гвозди, молоток, кусочки пластилина, ёмкости с водой, ложки, лупы, подносы, салфетки, макет вулкана, лимонный сок, сода, красная краска.
Словарная работа: лаборатория, лупа, алмаз, аметист, малахит, сапфир, яшма, агат, вулкан, кратер, лава.
Ход занятия
Вход детей в группу, оформленную под лабораторию. Здороваются с гостями.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А потом пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём
Заниматься все начнём.
Загадать загадку: В серёжках у мамы огнём он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий –
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой –
Одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (дети отгадывают).
Видеописьмо для детей от Хозяйки Медной горы с просьбой о помощи узнать главную тайну камней.
Воспитатель и дети отправляются в исследовательскую лабораторию, вспомнив правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Будем исследовать камни:
Опыт 1. Цвет, форма, размер.
Вывод. Камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
Опыт 2 Определение характера поверхности.
Вывод. Камни бывают морские (гладкие) и речные (шероховатые).
Опыт 3. Определение твёрдости.
Сравнение камня с пластилином (сжать в руке) и с деревом (забить молотком гвоздь в дерево и камень).
Вывод. Камень твёрдый и прочный.
Опыт 4. «Тонет – не тонет».
Опустить камень в стакан с водой, посмотреть идут ли пузырьки.
Вывод : Камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.
Опыт 5. Могут ли камни издавать звуки.
Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? У каждого камня свой «голос».
А может ли камень шипеть?
На один из ваших камешков (известняк или мел) я капну лимонный сок. Что происходит? Камень шипит, злится на лимонный сок.
Вывод: Камни издают звуки.
Опыт 6. Определение температуры.
Потрогать холодные или тёплые. Согреть в ладошках, подышать на камень. Подержать под лампой. Что изменилось?
Вывод: Камни имеют разную температуру.
Опыт 7 Рассматривание камней через лупу.
Вывод: На камне видны трещинки, кристаллы, узоры.
Физминутка: «На прогулку мы пошли…».
Воспитатель: Да, разные камни есть на нашей земле. (Показывает образцы пород, приводит примеры их использования: известняк, руда, гранит, ракушечник). А там, где их очень много, образуются горы. (Показывает макет горы). Послушайте одну легенду.
«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать в огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.
-Вулкан работает,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Ребята, разные вулканы извергаются по - разному. Иногда они как - будто
Взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана- это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане- красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».
Включается видеописьмо, где Хозяйка Медной горы благодарит за помощь и предлагает посмотреть её сокровища. (Слайды).
Детям дарят камушки от Хозяйки Медной горы.