Чекотина Наталья Юрьевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «В гостях у гнома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о неживой природе, познакомить детей с разнообразием камней и их свойствах
Задачи:
1. образовательные:
• познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности
• учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.);
• дать детям первое представление о драгоценных камнях, из которых делают украшения;
• закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
2. развивающие:
• развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• развивать навыки постановки опытов;
• развивать память, внимание, связную речь;
• развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
3. воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
• познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности);
• речевое развитие
• физическое развитие
Активизация словаря:
• камень, гора;
• твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, теплый;
• тонет, плавает
• драгоценные камни
• лаборатория
• коллекция
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка:
• поднос с разнообразными камнями,
• емкости с водой
• деревянные брусочки
• кусочки пластилина
У воспитателя
• игрушка Гном
• мешочек с разными камешками и предметами
• шкатулка с разноцветными камешками «драгоценными»
• коробочка с конфетами - камешками (сюрпризный момент)
Предварительная работа : знакомство со сказочным персонажем – гномом, чтение сказки «Гном и светлячок.», «Три поросенка. «, пальчиковая гимнастика» Жили - были гномики.», беседа «Что такое горы? ,«Живая и неживая природа.», «Зачем людям камни?», наблюдение за камнями на площадке
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Приветствие - Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень: всем «Привет! «и «Добрый день! «,
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!
Стук в двери. Телеграмма от Гномика, который приглашает посетить «Каменную страну».
Воспитатель:
Ну что, хотите побывать в гостях у гнома, который живет в каменной стране? Раз, два – повернись, в стране волшебной очутись! (Дети закрывают глаза, воспитатель выставляет игрушку – гнома с мешочком и шкатулкой).
На интерактивной доске появляется заставка горы
II часть.
Воспитатель. Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в волшебном мешочке у Гнома.
Он может быть мелким,
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой –
Одному не поднять. (Камень)
Игра на ощущение. «Волшебный мешочек»
Ребенок должен определить на ощупь камень и достать его из волшебного мешочка с разными предметами.
Дети рассматривают камни и делают вывод – все камни разные по размеру и цвету, гладкие или шероховатые, некоторые дети делают словесное описание своего камня.
Например: «Мой камешек маленький, круглый, гладкий»
Затем кладут камни на поднос.
Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.
Дети объясняют (не дышат, не питаются, не передвигаются, не растут).
Воспитатель: Как образуются камни? (при разрушении гор)
Физкультминутка - игра “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель. Поэтому камни можно встретить везде: на дороге, в лесу, в поле, в городе, в реке, в море, в песке.
Дети садятся за столы.
Ребята Гномик приглашает вас в лабораторию, он хочет чтобы вы многое узнали о камешках.
Вспоминаем правила поведения- не размахивать и не кидать камешки, ничего не брать в рот, не расплескивать воду.
III часть. Экспериментирование.
1 опыт «Твердый или мягкий»
В одну руку взять камень, в другую пластилин. Сжать обе ладони.
Воспитатель. Что произошло? Значит какой камень? А пластилин? Камень твердый, а пластилин мягкий.
2 опыт «Тонет - не тонет»
Положить в воду деревянный брусочек и камешек.
Воспитатель. Что произошло? Деревянный брусочек не утонул. Почему это произошло?. Положите камешек в воду. Что произошло? Камешек утонул. Почему?
Дети делают вывод (Камешек тяжелый- деревянный брусочек легкий)
3 опыт «Цвет»
Достать камень из воды.
Воспитатель. Изменился ли цвет камня? Камень в воде меняет цвет и становится
темнее.
4 опыт «Звук»
Постучать камнями друг о друга.
Воспитатель. Что слышно? Звуки. На что они похожи. На какой музыкальный инструмент?
Воспитатель. Как вы думаете, нужны ли нам камни? Чем они могут быть полезны человеку? Как их можно использовать?
Ответы детей (камни – это прочный строительный материал, из которого строят дома и дороги.
Вспомните сказку «Три поросенка», какой дом оказался самым прочным?
Ответ детей – из камней (каменный)
Сюрпризный момент
Гном хвалит детей за то, что они многое знают о камнях и дарит детям шкатулку с разноцветными «драгоценными камешками» для создания коллекции в группе
и коробочку с конфетами – камешками.
Воспитатель и дети благодарят Гнома и прощаются с ним до следующей встречи.
Воспитатель - Раз, два – повернись, в нашей группе очутись!»
Дети рассматривают подарок Гнома.
IV часть. Рефлексия
Дети рассказывают, что им больше всего понравилось, воспитатель выясняет, что еще хотят узнать дети о мире камней.
Литература:
1. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2005.
2. Н. П. Посвянская «Камни земли», Москва, «Скрипторий», 2005.
3. С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
4. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
5. Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии», Москва, ТЦ «Сфера», 2006.
6. А. Е. Польской «Большая книга сказок для самых маленьких», Минск, Харвест, 1998.