Яна Новикова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные
-продолжать формировать представление детей о свойствах и состояниях воды в окружающей среде
- создать целостное представление о воде как о природном явлении;
-дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе;
- закрепление правил обращения с водой в быту, и в природе;
Развивающие
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
-развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение;
-умение самостоятельно делать выводы;
-обогащать и активировать словарь;
Воспитательные
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе;
- воспитывать бережное отношение к воде, природе, интерес к окружающему миру;
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными. (Вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, опыт).
Предварительная работа.
1. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода»; о её роли в жизни человека и живых существ.
2. Проведение опытов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение рассказов, сказов, стихотворений, пословиц познавательного характера.
5. Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями (полив).
6. Загадывание загадок.
7. Заучивание потешек «Водичка-водичка».
Вид деятельности :
Познавательно-исследовательская
Форма - проведения: НОД – путешествие
Возраст детей:
средняя группа
Методы и приё мы:
1. Игровой (введение игрового персонажа) игровая ситуация. Путешествие по групповой комнате.
2. Наглядный (схемы – символы, обозначающие свойства воды).
3. Практический (наблюдение, эксперимент).
4. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).
Интеграция образовательных областей: познание, социализация.
Словарная работа: прозрачная, светлая, превращается, разноцветная, жидкость, бесцветная, безвкусная, опыт, растворитель.
Методические приё мы: сюрпризный момент (появление капельки и превращение детей в капельки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных картинок живых и неживых предметов, словесные: беседа, вопросы поискового характера.
Оборудование: пластиковые стаканчики по количеству детей, одноразовые трубочки по количеству детей, вода, молоко, сахар, соль, ложка, снег, лед, гуашь разных цветов; шапочки капельки по количеству детей, магнитофон с записью голоса капельки, звуков воды, голубая ткань.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».
2. Разучивание стихотворения «Мы привыкли, что вода-наша спутница всегда»).
3. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.
4. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»;
5. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей и скажем «Здравствуйте»! А теперь давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга.
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Саша рада и Миша рад,
И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
Звучит аудиозапись (Звуки воды)
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз (показывает пузырек с водой). Но для того чтобы вам отгадать что здесь, вам нужно закрыть глаза а руки вытянуть вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки).
Восп. Ребята, что у вас на ладошках? (Капелька воды). Правильно, это капелька, и сегодня она пришла к нам в гости. А теперь посмотрите внимательно вокруг себя, и скажите где же спряталась наша гостья. Правильно ребята, вот она)
Голос капельки из аудиозаписи:
Я водяная Капелька
Я очень всем нужна
Покапаю, покапаю
Получится вода
Восп. Ребята а скажите пожалуйста а вода у нас повсюду? И кому нужна вода?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Восп. Действительно ребята, правильно было сказано в стихотворении без воды на не прожить. А теперь я предлагаю вам немножечко поиграть. Давайте с вами выберем те картинки кому без воды не прожить. (Дети перечисляют, кому нужна вода, выбирают из предложенных картинок, с изображением живых и неживых предметов.)
Подводим итог: вода необходима всему живому. Без воды не было бы жизни на земле.
Ребята а давайте вместе с нашей капелькой споем её песенку «Ш-Ш-Ш» Дети повторяют «ш-ш-ш»).
Голос Капельки из аудиозаписи:
-Ребята а вы хотите стать капельками и отправится со мной в Царство воды, и узнать какой разнообразной я бываю. (Ответы детей)
Восп. Ну, что ребята тогда отправляемся в царство воды? повторяйте за мной:
Глазки ручками закрыли,
Тихо-тихо повторили:
Без меня не будет моря, океана и речки
Даже лужицы в которой бултыхаются щенки
Раз, два, три
Стали капельками мы (присели, воспитатель одевает на голову шапочки капелек).
Восп. Капелька пригласила нас в царство воды, чтобы мы узнали какая бывает вода, и где она живет. (Дети одевают фартуки, садятся за столы)
Ребята, прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте с вами послушаем и запомним правила поведения в Царстве воды.
- не шуметь, этим мы мешаем другим
- аккуратно обращаться с посудой
- слушать внимательно воспитателя
- внимательно следить за результатом опыта
- закончив наблюдение, нужно обязательно сделать вывод.
Опыт № 1 «Вода – жидкость»
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: - Что происходит с водой? Дети: Она льётся.
Воспитатель: - Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.
Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, ее можно наливать, переливать, её называют жидкостью.
Вывод: Вода- это жидкость.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Воспитатель: - Дорогие капельки, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Воспитатель: - Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Ребята давайте с вами вспомним, когда мы зимой приносили снег в группу. Что с ним стало? Правильно он растаял и превратился в воду. А какая была вода? Правильно грязная, такая вода не пригодная для человека. А почему?
Ребята для того чтобы нас с вами выполнить следующий эксперимент нужно немножко поиграть нашими пальчиками. Все готовы?
Пальчиковая игра:
Посмотри скорей вокруг
Что ты видишь, милый друг?
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда
Вот медуза, вот кальмар,
А это? Это рыба шар
А вот, расправив восемь ног
Гостей встречает осьминог.
Опыт № 3 «Лед и вода» (кусочки льда, стаканы с теплой водой)
Ребята посмотрите сюда, что это? (Это лед) Можете взять его и постучать им, какой лед? (Твердый)
А теперь посмотрите сквозь лед, видите? Значит он прозрачный.
Вывод: Лед прозрачный и твердый
Если поместить кусочки льда в теплую воду они начинают таять и превращаться в воду.
Вывод: Лед это твердое состояние воды
Опыт №4 «Вода растворитель»
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: - Теперь сами попробуйте растворить краски в воде, но для начала посмотрите на стакан с водой и скажите какая вода (прозрачная)
Когда мы добавили краску, что произошло с водой, а что с краской? (краска растворилась в воде) Какую краску растворяли, такой цвет и получился.
Вывод: вода растворитель.
Восп. Уважаемые капельки, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Какая бывает вода? Правильно вода бывает жидкая, прозрачная, может растворять и находится в твердом состоянии в виде льда.
Давайте поблагодарим нашу Капельку и прочитаем ей стихотворение.
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Ребята вода – это жизнь, без воды нам не прожить.
Капельки скажите, что вам запомнилось и понравилось больше всего.
Ребята, Капелька всем говорит спасибо, и дарит вам на память о себе волшебные капельки, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. А теперь нам нужно превратится в самих себя «Капельки покружились и в ребяток превратились».