Надежда Дорохова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами магнита (на основе опытов): притягивает железо; может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.
Задачи:
-образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком;
-развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Развивать логическое мышление: выделять свойства предметов.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Оборудование и материалы
-Демонстрационный: коробка с предметами, письмо,
«волшебная» магнитная палочка, магнит, мягкая игрушка – котёнок, телефон со звонком-мелодией романс черепахи Тортиллы, лист бумаги и железные опилки.
-Раздаточный (по количеству детей): магниты разного размера, пластмассовые рыбки, магнитные удочки, большая плоская тарелка с крупой, смешанной с различными предметами (деревянными, пластмассовыми, бумажными, тканевыми, миска с водой, картонные карточки с «лабиринтом».
Ход деятельности:
Воспитатель: - сегодня, когда я шла в детский сад на работу, я зашла в один магазин, где мне продали коробку с сюрпризом. Продавец сказала мне, что в ней лежат волшебные предметы, а почему они волшебные не сказала. Давайте мы вместе с вами попробуем догадаться.
Дети открывают коробку и рассматривают предметы.
Воспитатель: - смотрите, здесь какое-то письмо. Хотите узнать, что в нём? (Да) Тогда нам поможет волшебная палочка. (Воспитатель берёт письмо волшебной палочкой)
- Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?
- Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам легенду. Присаживайтесь на коврик, чтобы удобней было слушать.
Легенда. старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная чёрная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. еподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнис. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнис, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнис был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнис силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнис был не только храбрым, но и умным. Он быстро догадался о секрете этой горы. Магнис нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, а вы догадались, в чём секрет этой горы?
- Из чего была сделана эта гора?
- Верно, эта гора была сделана из магнита.
- Какой способ нашел Магнис, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
Воспитатель: (показывает магнит)
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: - У вас на столах лежат магниты. Возьмите и рассмотрите их.
- Какого цвета ваши магниты? - Какой формы? - Лёгкие они или тяжёлые?
- Как вы думаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
(Шум в буфетной.)
- Это котёнок, а зовут его Василий. Давайте разложим все по местам. Смотрите, здесь перемешаны крупы, гайки, болты, ткань, бумага. Как можно быстро это разобрать? (при помощи магнитов.) Тогда берите магниты и приступайте!
Опыт 1 «Всё ли притягивают магниты?»
(По окончании опыта, воспитатель рассматривает с детьми группы предметов, которые у них получились. Уточняет, что одну группу составляют предметы, сделанные из железа, а другую предметы, сделанные из других материалов. )
- Ребята, какие же предметы магнит может притянуть? (сделанные из железа)
- А предметы из другого материала он может притянуть? (Нет)
- Почему? (Вывод: магнит притягивает только железо)
- Ребята, Василий наверное проголодался. Он очень любит лакомиться свежей рыбкой. Мы его сможем угостить его любимым лакомством, но сначала нам нужно наловить эту рыбку в нашем с вами «озере» (показываю детям миску с водой, в которой плавают пластмассовые рыбки).
- Но как же нам поймать рыбок, не замочив рук, если у нас нет удочки?
Опыт 2 «Действует ли магнит через другие материалы?» игра-опыт «Рыбалка».
Оборудование: на стол ставится миска с водой, 5 рыбок из пластмассы, маленький магнит.
- Ребята, попытайтесь, не замочив рук с помощью магнита поймать рыбку.
Ход опыта:
Нужно прислонить магнит к внешней стороне миски на уровне рыбки. После того, как рыбка «клюнет», медленно двигать магнит по стенке миски вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Вывод: Сила магнита действует сквозь стекло, и сквозь воду.
- Молодцы ребята! Вы очень ловкие рыболовы! Теперь котёнок Василий не останется голодным.
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс черепахи Тортиллы».
Воспитатель: - Интересно, кто же это звонит? - Как вы ребята думаете?
Воспитатель берет трубку и предлагает кому-то из ребят «поговорить» с черепахой Тортиллой.
Ребенок: ребята, Черепаха рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет, уже 300 лет, очень сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много железного мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: нельзя вылавливать рыбок.
- Ну, что, поможем обитателям пруда?
Опыт 3 Из большого тазика дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к выводу, что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит, может намагничивать большие металлические предметы.
Воспитатель: - А сейчас давайте отпустим котенка на улицу. А чтобы он не заблудился, укажем ему путь.
Опыт 4 Игра «Волшебный лабиринт». У вас на столе лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Воспитатель: - Что происходит с монеткой? (двигается) Почему так происходит?
Вывод: магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
Воспитатель: - ребята, магнит не только замечательный помощник, но и еще чудесный художник. Хотите, я покажу вам, какие красивые картины он рисует.
Опыт 5 Воспитатель выкладывает из магнитов разной величины картинки, накрывает листом бумаги и посыпает металлической стружкой.
Воспитатель: - Молодцы ребята! А теперь я бы хотела спросить, а знаете ли вы, как использует магнит человек? А есть ли магнит у вас дома? А у нас в группе?
Магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты. Люди делают из природного магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.
Итог: - С чем мы сегодня познакомились? (с магнитом)
- Какие свойства магнита вы запомнили? (Он обладает магнитной силой, эта сила проходит через воду, стекло, воздух, картон.)
- Ни и наконец, я хочу спросить, разгадали вы секрет моего волшебства с палочкой? (Палочка магнитная, а в письме железная пластина.)
- Молодцы, вы замечательно поработали. Но оказывается, ребята, магнит может быть не только хорошим помощником, но и отличным конструктором. Вот такой магнитный конструктор для вас я купила утром в магазине. В свободное время вы будете с ним играть и узнаете еще одно свойство магнита.
Рефлексия:
- что понравилось ….? (мне понравилось)
- что узнал….? (я узнал….)
- что запомнил? (я запомнил….)