Светлана Краснова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие пчелки Майи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Путешествие пчелки Майи»
Цель: поощрять интерес к учебной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
1. упражнять в умении различать и использовать в речи понятия «звук», «буква», «слог», «предложение».
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие пчелки Майи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Темочки
2. Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, делить слова на слоги.
3. Упражнять в графическом изображении звука – букве.
4. упражнять в чтении слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Воспитательная:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Словарная работа: слово, слог, звук, буква, предложение.
Наглядный материал: Цветок с семью лепестками, медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт с письмом.
Раздаточный материал:
• цветные фишки (красные, синие, зеленые);
• карточки с цифрами 1,2,3;
-схема предложения;
- лист бумаги, карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Воспитатель. Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети:
Воспитатель. Ребята, к нам в гости прилетела пчелка Майя со своим новым приключением. (на экране картинка «Пчелка Майя» в сопровождении с песней)
Она передала для вас письмо и вот такой замечательный цветок. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо. Согласны?
(воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает) : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому уже много знаете и умеете. Я тоже хочу учиться. А для того, чтобы меня приняли в первый класс, нужно выполнить задания, спрятанные в волшебном цветке, который я передала вам. Помогите мне, пожалуйста, пчелка Майя.
Воспитатель. Вот так сюрприз. Пчелка Майя прислала нам свои задания. Ну что, поможем выполнить эти задания? А заодно вспомним, чему мы научились, что умеем и знаем.
Итак, отрываем лепесток под цифрой 1 и читаем, что же за задание в нем находится. (Наташа, помоги нам пож-та)
1. Итак первое задание «Что нарисовано на картинке?»
Ребята, посмотрите на экран. Что мы видим на картинке? (буквы). Правильно – буквы, назовите их. (А, О, У, Е, И). Мы с вами знаем, что буква - графическое изображение звука. А как вы определили, что это буквы, а не звуки? (буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков). Молодцы, вы справились с первым заданием!
Отрываем лепесток под номером 2, Ваня помоги нам пож-та.
2. Во втором задании спрятана Игра «чудесный мешочек».
Воспитатель. Ребята, вам нужно будет определить, что находится в мешочке.
( буква: м, н, п, к, с, т, х, б)
Правильно назвали! Итак, все буквы обозначают звуки. А какими бывают звуки (гласные и согласные)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
В. : Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д. : «а», «о», «у», «ы», «э».
В. : Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д. : «я», «ё», «ю», «и», «е».
А согласные звуки, на какие делятся? (твердые и мягкие, звонкие и глухие). Молодцы!
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим).
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопаем, а согласный звук – топнем. (педагог называет цепочку звуков) .
Отрываем следующий лепесток! (Листок под номером 3 нам сорвет Таня)
3. В третьем задании надо «Найти пару».
Воспитатель. Ребята, на столе разложены буквы. Вам нужно найти пару.
(дети под музыку ищут и попарно складывают буквы). (б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш)
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились! Отрываем следующий лепесток. (Следующий листок под номером 4 нам сорвет Милана, а вы ребята слушайте задание.
4.«Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. На столах у вас лежат таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько гласных в слове, столько слогов; или прохлопать в ладоши это слово). Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
На слайде появляются картинки.
Дети определяют количество слогов в данных словах. Какие бывают слова? (Слова бывают длинные и короткие.)
Воспитатель. Молодцы. Все верно. Отрываем и читаем следующее задание. (Пятый лепесток сорвет Сережа)
5.«Составь слова из слогов».
Слоги эти вы прочтите,
И слова из них сложите.
Воспитатель. Итак, сейчас на экране вы видите слоги. Ваша задача, прочитать слоги и составить из них разные слова. Ребята, а что такое «слог»? (Ответы детей). Верно, слог – это часть слова.
На слайде слоги, расположенные в разноброс.
Дети читают и составляют из них слова.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданиями, и мы можем переходить к следующему заданию.
Физ-минутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
6. В следующем лепестке новое задание - «Отгадай загадку»
Воспитатель. Загадка зашифрована в картинках. Для того чтобы ее прочитать, необходимо определить первые звуки в словах-картинках и составить из них слово. Посмотрите на магнитной доске – картинки:
1 ряд: врач, сом, ель, хлеб (всех).
2 ряд: утка, часы, утюг (учу)
3 ряд: апельсин (а)
4 ряд: сом, арбуз, муха, автобус (сама)
5 ряд: мост, окно, лампа, чашка, уши (молчу)
(АЗБУКА)
Воспитатель: Правильно – АЗБУКА. Сделаем звуковой разбор слова азбука.
(дети самостоятельно за столами выполняют задание, один ребенок у доски)
Назовите первый звук в слове АЗБУКА. (звук А)
Воспитатель. Кто даст характеристику этому звуку? (звук А- гласный, обозначаем красной фишкой)
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Какой первый звук? Какой последний? Звук Б какой по счету?
азбука
азбука — слово из 3 слогов: а-збу-ка. Ударение падает на 1-й слог.
а — [а] — гласный, ударный
з — [з] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
б — [б] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
у — [у] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 6 звуков.
Цветовая схема: азбука
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, что такое предложение? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)
Ребята, прослушайте слова (азбука, ребенок, изучает, каждый) из них нужно составить предложение («Азбуку изучает каждый ребенок»).
Скажите сколько в нем слов и назовите слова по порядку: «Азбуку изучает каждый ребенок».
Пальчиковая гимнастика
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать. (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)
В. Давайте выложим схему к этому предложению (один ребёнок выходит к доске, остальные составляют схему за столом).
Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении? (каждое слово в предложении обозначается чертой ___)
-Как обозначается первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка ___)
Как пишется первое слово в предложении? Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Какие слова еще пишутся с большой буквы? Имена, отчества и фамилии. Клички животных. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сел, улиц. Что ставится в конце предложения?
Ответы детей (точка)
-Ребята, а какие вы предложения знаете по интонации?
Дети: -повествовательные, вопросительные, восклицательные.
- Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)
В. Молодцы! Выходите ко мне. Теперь давайте вместе произнесём это предложение с разной интонацией. Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.
Поиграем в «Живое предложение» составить предложение. (Выходят несколько ребят)
«Ориентировка на листе бумаги»
Воспитатель: Ребята, вот и последнее задание на лепестке под номером 7. Слушайте меня внимательно, и правильно расставьте буквы.
В правом верхнем углу - И
В нижнем левом углу - У
В верхнем левом углу - А
В нижнем правом углу - Н
В центре листа - К
(проверяем по картинке на экране)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Вы многому научились и готовы учиться в школе. Вот и закончилось наше новое приключение с пчелкой майей, давайте вспомним с какими испытаниями и заданиями мы сегодня справились?
Как рада будет пчелка Майя! Вы помогли выполнить все задания, и она пойдет в школу. А еще Пчелка Майя передала вам сладкий сюрприз! Давайте скажем ей спасибо и до свидания!