Наталия Чеботарь
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшей группы «Дети войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу любимой Родины. Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества. Познакомить детей с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
Ход занятия.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшей группы „Дети войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Всемирный день ребенка отмечают 129 стран. Этот день должен стать днем мирового братства и взаимопонимания детей. Благополучная, радостная жизнь для детей – это жизнь в мирной стране, с добрыми, любящими родителями. Но не всегда так бывает. Сколько раз люди брались за оружие! Сколько раз беда входила в дома людей, страдали дети. Это не должно повториться! Поэтому мы будем говорить о том, как это страшно – война.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались. На защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня-призыв
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой».
Я хочу, чтобы вы послушали эту песню. (звучит песня)
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую,
На наш родной, родимый край
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил все дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица - негодяя –
Там пепел, смерть и нищета.
Это была страшная война, принесшая нашей Родине большие разрушения и много горя. Фашисты хотели захватить нашу страну, но не смогли. Весь народ встал на защиту Родины: и воины, и дети, и старики.
- Ребята, как вы думаете, что делали дети на войне? Чем и как они помогали в борьбе за Родину?
Вот как об этом рассказывает 10-летняя девочка – немного постарше вас, ребята. Воспитатель читает отрывок из рассказа С. Баруздина «Страна, где мы живем».
«… 1 сентября 1941 года, как всегда, пришли мы в школу. А через две недели сказали: «В нашей школе госпиталь будет для раненых… И верно, стала наша школа госпиталем. Взрослые девушки и мы, молоденькие, дежурили в госпитале, помогали ухаживать за ранеными. Дежурили и днем и ночью. Много было тяжелораненых. От них не отойдешь. Но зато как было приятно, когда люди поправлялись, вставали на ноги. «Спасибо, сестрица! – сказал мне как-то один солдат, а я смотрю на него и плачу: мол, какая я сестрица! А он завтра на фронт уходит опять. Ночи особенно тревожные были. Ночью раненые тревожно спали. А еще мы дежурили на крыше, тушили зажигательные бомбы, которые сбрасывали немецкие самолеты, прорывавшиеся к Москве. Страшно было, могли дом спалить, наш госпиталь и всех раненых. Ну и окопы рыли, когда враги подходили к городу. Сначала на окраинах Москвы, а потом и в самом городе. В каждом сквере, в каждом парке. Ставили укрепления против танков. Окна домов закрывали мешками с песком. Во дворах строили землянки – убежища. Чего только не делали.»
(Дети рассматривают иллюстрации)
«… В 1943 году я пошла на завод ученицей слесаря. Делали детали для автоматов. Часто по нескольку дней не уходили из цеха. Поспишь тут же часок – другой и опять – за работу. Много оружия нужно было, чтобы победить врага – вот мы и старались. Работали тогда у нас на заводе такие же девчонки и мальчишки, как я…»
(Дети рассматривают иллюстрации «На заводе», «Все для фронта, все для победы!»)
- Тяжело было работать детям на заводе. Было трудно, есть почти нечего. Выдавали всего по 125 граммов хлеба в день на одного человека, чуть-чуть крупы и масла. Но для детей, работавших на заводе, это было очень мало и все время хотелось есть. Посмотрите на этот кусочек хлеба весом в 125 граммов, его давали на целый день и как дорог он был детям войны. Видите, для фронта, для приближения победы отдавали все силы даже совсем еще юные – их тоже по праву можно назвать защитниками Отечества.
А теперь послушайте стихотворение о маленьком мальчике, ставшим не по годам взрослым защитником мамы.
Стихотворение А. Кулешова «На Минском шоссе».
Идти устали маленькие ноги, но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось у дороги ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы. В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну было не понятно: зачем свой дом оставили они?
Что значат слезы, плачь, дорога эта? И чем он хуже остальных ребят,
Которые в тенечке у кювета, раскинув руки, вместе с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы… Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у кювета, и этим мамам никогда не встать!
Но сын вопросы задавал упрямо, и кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы, от пули не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг.
В его глазах, доныне безмятежных, уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Малыш, седой от пыли, лет шести.
- Мы помним тех детей, которые защищали нашу страну. (фотографии «Дети – герои войны»)
- Вы узнали, кто это? (Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова). А вы можете рассказать об их подвиге? (рассказ о каждом из них)
Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал в барабанную дробь.
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
И кажется, снова в борьбе и походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Леня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
Как мы уже знаем, что дети сражались на фронте вместе с бойцами. Конечно, их было немного. Бойцы ласково их называли «сыновьями полка». Они были сильные и смелые. Вы хотите быть на них похожие?
Физминутка.
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились, и остановились.
Дети военных лет. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник – «Цветок жизни», в память о детях блакадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце».
- Как вы думаете, о чем мечтали дети войны? Посмотрите и отгадайте, какое слово получится, если составить первые буквы каждого слова (мак+иголка+репка=МИР).
О чем мечтают дети?
У них одна мечта:
Пусть будет на планете
Мир вечный, как весна!
Какое это теплое и доброе слово: МИР. К сожалению не все люди на нашей земле живут в мире. Бывают страшные войны, которые несут с собой разрушение и горе. Недаром говориться в русской пословице: «Кто сеет мир, пожнет счастье». Какие пословицы вы знаете о мире и войне?
• Мир строит, а война разрушает.
• Храбрый побеждает, трус погибает.
• Смелость города берет.
• Один за всех, все за одного.
• За правое дело стой смело!
Дети выполняют коллаж на тему «Город детства». Во время выполнения работы звучит песня «Детство – это я и ты».
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым.
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда!